АКАДЕМИЯ

16.05.2014 Автор: Антон Шарапов Версия для печати

10 правил успешной фотосъемки смартфонами

Многие современные пользователи считают, что для фотографирования им не нужен настоящий фотоаппарат, поскольку всегда под рукой смартфон (или планшет) со встроенной камерой. В данной статье мы дадим владельцам мобильных устройств ряд ценных рекомендаций по съемке, которые помогут снизить количество неудачных в техническом плане снимков.

Перед тем как давать конкретные советы по фотосъемке смартфонами, не будет лишним напомнить читателям некоторые технические моменты, которые вносят специфику в съемку мобильными девайсами. 

Матрица

Во встроенных камерах смартфонов (и планшетов) используется очень маленькая светочувствительная матрица, которая по своим возможностям уступает настоящим фотокамерам в передаче широкого диапазона световых оттенков (особенно самых светлых и самых темных), в цветопередаче и в способности качественно снимать в темное время суток из-за высокого уровня цифрового шума. 

Оптика

Во многих камерах мобильных устройствах применяется широкоугольный объектив, который имеет некоторые особенности. Во-первых, короткое фокусное расстояние приводит к тому, что перспектива отображается неестественно: близкие объекты сильнее приближаются и искажаются, а дальние — сильнее отдаляются. Во-вторых, при наклоне смартфона во время съемки сильнее проявляются перспективные искажения (например, завал зданий). В-третьих, объектив камеры смартфона обычно представляет собой круглую «дырку», накрытую стеклом. Поэтому он никак не защищен от отпечатков пальцев, грязи, капель воды, а также от нежелательной боковой и встречной засветки. 

1. Применяйте правильную ориентацию кадра

Правило для выбора положения смартфона при съемке достаточно простое: оно должно совпадать с ориентацией главного или наиболее важного объекта. То есть он должен хорошо вписываться в рамки кадра, а второстепенные и лишние детали должны оставаться снаружи.

В случае с архитектурой, для съемки отдельных зданий, храмов, башен и т.п. используйте вертикальную ориентацию. А для протяженных архитектурных объектов, пейзажей, и т.п. подходит горизонтальная ориентация кадра. 

Правильно выбрана вертикальная ориентация кадра 

Правильно выбрана горизонтальная ориентация кадра

Ошибочно выбрана горизонтальная ориентация кадра

Отдельно остановимся на съемке людей и начнем с индивидуальных портретов. Если для вас важно показать именно отдельного человека, то применяйте вертикальную ориентацию кадра. Такой подход наиболее подходит для типов портрета «по пояс» и в «полный рост». Но мы бы не рекомендовали снимать плечевые автопортреты (селфи) с расстояния вытянутой руки, о чём подробнее мы расскажем в совете №4.

Пример портрета «по пояс»

Пример портрета «в полный рост»

Если вы снимаете двух человек, которые довольно плотно прижались друг к другу, то во многих случаях у вас получится сделать их общий портрет при вертикальной ориентации смартфона. Но для групп людей от трех человек и более вполне естественно горизонтальное положение девайса. Здесь нужно быть внимательным при компоновке кадра, например, не «отрезать» всем фотографируемым ноги. Также не стоит снимать с такого расстояния, когда крайние  персоны находятся у самых краев кадра: широкоугольная оптика смартфона способна превратить их головы в дыни неправильной формы.

Правильная компоновка группового портрета (но неудачное освещение) 

Неправильная компоновка группового портрета (отрезаны ноги, очень много свободного места по бокам) 

Горизонтальная ориентация кадра может быть оправдана и для индивидуального портрета, но только если на заднем плане есть что-то интересное, что фотографу важно показать (красивый вид, архитектуру, друзей и т.п.). 

Оправданное применение горизонтальной ориентации кадра

Оправданное применение горизонтальной ориентации кадра

Но если позади модели нет ничего важного, да к тому же в кадр попадают нежелательные детали обстановки, то оставленное с боков от лица пространство нельзя считать оправданным.  

Лучше было применить вертикальную ориентацию кадра

2. Вдумчиво кадрируйте снимок, не забывайте о правилах композиции 

Правильное кадрирование — это одна из самых важных составляющих удачного снимка. Выше мы рассказали о важности выбора правильной ориентации кадра, привели примеры невнимательного кадрирования (отрезанные ноги у группы людей, хотя частенько страдают и другие части тела, например, лицо или верхняя часть головы), не стоит оставлять слишком много свободного пространства вокруг главной части сюжета. Впрочем, при съемке динамичных событий лучше смотрятся кадры, где оставлено больше пространства в направлении движения. 

Что касается композиции кадра, то в большинстве случаев полезно придерживаться общепризнанных правил. Например, при пейзажной съемке широко применяется правило третей. Оно говорит о том, что горизонт следует располагать, либо в нижней, либо в верхней трети кадра по высоте. Выбор зависит от того, в какой части находится больше интересной информации: в верхней или нижней. Той, которая интереснее, выделяется больше пространства. Горизонт, расположенный посередине, визуально разрезает кадр пополам, отчего он перестает восприниматься, как единое целое. Впрочем, существуют оправданные исключения из этого правила (примеры см. ниже).

Красивому небу в кадре выделены верхние две трети площади

Приоритет отдан красивым цветам, а на невыразительное небо отведена одна треть кадра

В кадре неоправданно много скучного неба

Узкая полоска суши разрезала кадр пополам

Деление кадра пополам оправдано интересным отражением неба в воде

3. Внимательно следите за задним планом 

Из-за применения широкоугольных объективов в смартфонных камерах на задний план попадает заметно больше нежелательных деталей, которые могут отвлечь внимание от главной части сюжета (более яркий или красочный объект на заднем плане) или испортить кадр полностью (классический пример — торчащие из головы дерево или столб, подставленные шутниками «рожки»). Иногда следует немного изменить угол съемки. Иногда просто дождаться, пока нежелательные объекты покинут задний план.

Следовало подождать, пока люди сзади пройдут. А так — из головы мальчика торчат их ноги

Съемка крупным планом (макросъемка) в случае со смартфонами тоже имеет свои особенности. В этом случае в дело вступает крохотная матрица, которая не позволяет получать на снимках малую глубину резкости (красиво размытый фон). Поэтому при съемке объектов на переднем плане нужно более внимательно следить за тем, что творится позади, особенно на небольшом расстоянии. Там могут оказаться нежелательные предметы или большое количество ярких или пестрых деталей, отвлекающих внимание от главного. 

На заднем плане нежелательные отвлекающие объекты

На заднем плане много мешающих контрастных деталей

Пестрый задний план ярче и контрастнее главного объекта (цветов)

В случае со смартфоном, достижение эффекта размытия фона все же возможно, но только если задний план находится на достаточно большом расстоянии. Если же добиться этого сложно, надо стараться, чтобы фон был как можно более равномерным и контрастным (по цвету или яркости) по отношению к объекту на переднем плане. 

Удаленный задний план достаточно хорошо размыт и равномерен по цвету

Фон гораздо темнее цветка, поэтому не отвлекает

Если для вашей модели смартфона существует специальная макронасадка, то она способна наиболее эффективно решить проблему размытия фона. 

Съемка крупного плана смартфоном с макронасадкой

4. Выбирайте правильную дистанцию 

То обстоятельство, что объективы в камерах смартфонов часто широкоугольные, накладывает особые требования и к дистанции съемки. Перспективные искажения — не следствие несовершенства оптики, а неизбежное проявление физических законов. И только фотограф может бороться с ними, принимая особенности своей техники в расчет.
 
Как уже сказано, одним из типичных проявлений перспективных искажений является завал зданий. Если у вас есть возможность отойти подальше, то надо снимать с более удаленной дистанции, поскольку вблизи вы вынуждены сильнее наклонять смартфон, что усиливает искажения. Для высоких, но не широких, объектов дополнительно уменьшить искажения позволит съемка с вертикальной ориентацией смартфона.

Здание снято с довольно близкого расстояния, с большим наклоном камеры. 

Перспективные искажения при съемке широкоугольным объективом весьма ощутимо проявляются и в горизонтальной плоскости, создавая диспропорцию размеров предметов. Напомним: те, что ближе, выглядят крупнее, а те, что дальше, — мельче.

При съемке «в упор» перспективные искажения наиболее сильны

Стоит немного отойти, как степень искажений снижается

Рука ребенка неестественно крупная, искажена форма головы

Съемка автопортретов с расстояния вытянутой руки из-за сильных перспективных искажений наверняка сыграет с вами злую шутку и ваше лицо будет выглядеть, как шарж. 

Слишком близкая дистанция съемки — причина "самоварного эффекта"

Если есть возможность, пригласите кого-нибудь снять вас с большей дистанции, но попросите снимающего внимательно отнестись к заднему плану. 

5. По возможности не используйте цифровой зум

Камеры смартфонов оснащаются объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Это означает, что «приблизить» предметы фотограф может, только воспользовавшись цифровым зумом. Но в отличие от оптического увеличения при помощи зум-объектива, цифровой вариант всего лишь растягивает пиксели изображения, что отрицательно сказывается  на качестве фотографий.

Снимок без цифрового увеличения

Снимок с двухкратным цифровым зумом

Снимок с четырехкратным цифровым зумом

6. Снимайте в условиях с достаточным освещением 

Многие считают, что камерафоны способны снимать так же качественно, как полноценные компактные фотокамеры. На самом деле, соревноваться почти на равных они могут лишь в условиях хорошего освещения, когда камера использует минимальное (физическое) значение светочувствительности. Если на современной компактной камере при использовании 200 ISO вы еще не заметите ухудшения картинки, то на многих смартфонах (у которых минимальное значение 80 ISO) качество снимков уже заметно деградирует. Если же речь идет о съемке в ночное время, то качество снимков, полученных смартфоном с гораздо большими значениями ISO, очень сильно пострадает от цифрового шума. 

Типичное качество ночной съемки при высоких значениях ISO

Если у вас есть возможность в смартфоне управлять значением ISO, постарайтесь выбрать минимальное значение и перед съемкой как-то зафиксировать смартфон, поскольку  длинная выдержка увеличит вероятность смаза картинки. Подробнее об этом — в следующем совете.

Яркое освещение в условиях городской съемки часто является причиной другой проблемы: слишком контрастной картинки, когда лишаются всех деталей светлые стены зданий на солнечной стороне, как и участки, находящиеся в глубокой тени. Отчасти в данной ситуации сможет помочь режим съемки HDR. Но советуем заранее проверить, как работает эта функция в вашем смартфоне, чтобы не разочароваться от эффекта, полученного на неповторимом снимке. 

7. Не рассчитывайте на твердость рук

Большинство смартфонов не приспособлены для крепления на обычные фотоштативы, поэтому при необходимости снимать с длинной выдержкой будет не так-то просто зафиксировать их в неподвижном состоянии, ведь управление съемкой выполняется прикосновениями к сенсорному экрану. 

Типичный смазанный ночной снимок

Если на вашем смартфоне есть отдельная кнопка спуска, то советуем опереть камеру на ровную поверхность и снимать, очень плавно нажимая на эту кнопку.

Кроме того, в дорогих смартфонах бывает встроенная система стабилизации изображения, поэтому в вечернее и ночное время советуем обязательно проверить, включили ли вы её. 

8. Снимайте портреты при равномерном неярком освещении

Хотя ранее мы сказали, что смартфоны лучше всего снимают при ярком освещении, такие условия подходят не для всех видов съемки. Если пейзажи и архитектурные снимки почти всегда выигрывают от яркого солнца, то для портретной съемки прямой солнечный свет противопоказан.

Дело в том, что почти вертикальный солнечный свет, если Солнце находится от портретируемого сбоку, обычно создает глубокие тени в районе глаз. Также возникают глубокие тени под шляпами и козырьками кепок. Если же вы развернете модель лицом к солнцу, то наверняка получите сощуренные глаза и вымученное выражение лица.

Пример неудачного портрета при боковом свете

Если же вам удастся избежать глубоких теней под глазами, то на солнце вас может поджидать другая крайность: так называемые выбитые света. Матрицы смартфонов не способны правильно воспроизводить блики на коже и волосах, превращая их в белые пятна, напрочь лишенные информации.

Портрет с выбитыми светами

Выходом вроде бы является съемка в тени, но тут надо четко отделять хорошую тень от плохой. Идеальной будет легкая рассеянная тень от здания или какого-то другого большого предмета. Но использовать для данной цели деревья надо с большой осторожностью. Если тень от листвы и веток ложится неравномерно, камера «нарисует» жесткие тени, хотя своим зрением вы этот эффект можете и не прочувствовать.    

Неудачный портрет с неравномерной тенью от деревьев

9. Избегайте съемки со встречным светом 

Как мы уже сказали выше, камеры смартфонов обычно ничем не защищены от встречного и бокового яркого света. Вы должны помнить об этом особенно при съемке в городе в ночное время, когда на каждом шагу могут встретиться яркие источники света, такие, как фары автомобилей и уличные фонари. Они создают на снимках сильные засветки, следы лучей или большие уродливые яркие пятна. 

Засветка от автомобильных фар и даже от стоп-сигналов впереди идущей машины

Нежелательные засветки от прожекторов и фар

Далеко расположенные фонари не влияют на качество снимка

Избежать засветок можно, либо подыскивая подходящие углы съемки, либо закрывая свет от фонарей и прожекторов ладонью (не попадая ей в зону видимости камеры). Влияние ярких огней сильно снижается, когда они расположены на большом удалении. 

В дневное время нежелательным ярким источником света, конечно же, является Солнце. Его встречно-боковой свет может испортить снимок сильными засветками. Даже если камера справится с ними, качество снимка может пострадать из-за неправильно выставленной автоматикой экспозиции. Из-за этого люди и предметы на переднем плане могут превратиться в тёмные силуэты. 

Сильное падение контрастности снимка при встречно-боковом солнечном свете

Неудачный портрет, снятый против солнечного света

10. Избегайте портретной съемки на ярко освещенном фоне

Часто нежелательные условия, при которых вместо портрета вы получаете силуэт, возникают и без встречного света. Вместо него врагом качества становится яркий фон с отраженным светом: снег, вода, белая стена и т.п.

Силуэтный снимок, полученный из-за неправильно выставленной экспозиции

Бороться с данным явлением можно вводом положительной (осветляющей) ручной экспокоррекции, точечным методом замера по главному объекту (если такой имеется в вашем смартфоне), а если в вашем мобильнике есть функция HDR, то с её помощью.



Надеемся, что наши советы помогли вам разобраться в тонкостях смартфонной фотосъемки. Мы же будем готовить новые статьи, которые помогут вам лучше ориентироваться в технических характеристиках своих мобильных помощников и повысят уровень вашего фотомастерства.

Фотоснимки с сайта www.flickr.com  




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также