АКАДЕМИЯ

12.05.2013 Автор: Алексей Гладкий Версия для печати

Зарабатываем онлайн-копирайтингом

Продолжая тему удаленной занятости, расскажем об одном из самых популярных среди фрилансеров виде деятельности — копирайтинге. Он подразумевает работу с текстами: написание книг, статей, контента для веб-сайтов, сценариев, рекламных слоганов и т.д

Удаленным копирайтером может стать каждый, было бы желание. Бытует мнение, что для создания хороших текстов нужно непременно иметь филологическое или другое гуманитарное образование, но это верно лишь отчасти и относится главным образом к художественным произведениям и сценариям. Прикладная же и техническая литература (в т.ч. статьи) не предъявляет столь строгих требований к материалам, а что касается контента для вебсайтов — то здесь вообще критерии минимальны (зачастую они ограничиваются необходимостью «напичкать» текст ключевыми словами).

О чем писать?

О чем хотите. Начинать можно с небольших материалов — статьи в газеты и журналы, заметки для сайтов и т.п. Во-первых, это позволит набить руку и созреть для более масштабных заказов, а во-вторых, даже если ваш текст не примут, потери будут не столь ощутимыми, как, например, от написанной «вхолостую» книжки или сценария.

На первых порах работайте в направлении, которое вам хорошо знакомо. Если вы бухгалтер — пишите на экономическую тематику, если врач — на медицинскую и т.д. Помните, на начальном этапе главная задача — выработать и отточить свой стиль, который впоследствии будет вашей визитной карточкой. Не менее важно поскорее заиметь собственные публикации, наличие которых позволяет разговаривать с потенциальными работодателями более уверенно.

Кому писать?

Искать заказчиков можно в Интернете на ресурсах, посвященных вопросам поиска работы. На каком-нибудь www.zarplata.ru, www.rabota.ru или www.superjob.ru в разделе, посвященном фрилансу имеется обширный список нанимателей, которым нужны удаленные копирайтеры. Большинство таких вакансий «заточено» под веб-индустрию, то есть вам предложат писать материалы для интернет-ресурсов.

Имейте в виду что работодатели, приглашающие контент-копирайтеров, обычно слабо разбираются в том, как должен выглядеть качественный профессиональный текст — в отличие от редакторов газет, журналов и издательств. Они могут проигнорировать тавтологию, некорректные фразы, порой не замечают откровенных ошибок и т.п. Главное для них — ключевые слова: копирайтеру сразу говорят, сколько их должно быть в готовом материале (например, в статью следует не менее трех раз вставить «окна, ПВХ, дешево» или «светильники, Москва, купить»). Им нужно не столько качество текста, сколько его оптимизация — чтобы привлечь на сайт посетителей, ищущих информацию в поисковых системах. Поэтому первый копирайтерский опыт вполне можно приобретать на выполнении подобных заданий.

Для написания книг связывайтесь напрямую с издательствами. Их интересует как художественная, так и прикладная литература (последняя даже в большей степени). Предложите свои услуги таким издательствам, как «Питер» (www.piter.com), «Эксмо» (www.eksmo.ru), БХВ (www.bhv.ru), «Феникс» (www.phoenixrostov.ru), АСТ (www.ast.ru) и др. — они давно и активно сотрудничают с удаленными авторами. Но вначале набросайте примерный план-проспект (оглавление) книги, составьте аннотацию, напишите введение. Помните: издательствам нужны четкие и конкретные предложения. Поэтому если вы отправите письмо вроде «Здравствуйте, меня зовут Иван Петров, я живу в Саратове и хотел бы с вами работать» — ответа не ждите.

Продавать книги можно и в электронном формате, например в известном онлайн-магазине «Литрес» (www.litres.ru). Как показывает практика, литература в цифровом виде становится все более популярной у читателей.

Зарегистрируйтесь в качестве копирайтера на специализированных ресурсах, посвященных фрилансу. В предыдущей публикации мы давали ссылки на некоторые из них, поэтому здесь упомянем лишь самые популярные: www.freelance.ru и www.free-lance.ru. На них вы найдете великое множество предложений о работе — как постоянного, так и разового характера.

Текстовые биржи

Если вы зарабатываете написанием статей или веб-контента, посетите текстовую биржу. Здесь можно выставить на продажу свои готовые работы — подобно тому, как реализуется товар в обычном магазине. После каждого приобретения статьи на ваш баланс будут поступать деньги (для расчетов обычно используется система WebMoney). Сегодня в Рунете самыми популярными текстовыми биржами являются www.textsale.ru и www.advego.ru.


Для продажи статей нужно зарегистрироваться в качестве копирайтера. Это несложно и делается буквально за несколько шагов. Предварительно заведите себе WM-кошелек (это можно сделать на сайте www.webmoney.ru), на который вы будете получать деньги (при регистрации нужно указать его номер). Затем авторизуйтесь на сайте — и можете выкладывать свои нетленные творения. На каждой бирже действует своя система, но в целом принцип работы одинаков: щелкайте по соответствующей ссылке и в открывшейся форме через буфер обмена вставляйте материал. На www.textsale.ru вы можете выложить одновременно несколько статей, а на www.texttrader.ru нужно использовать специальную утилиту, которая доступна для скачивания здесь же.


С каждой сделки администрация биржи взимает комиссию — ее уплачивает как покупатель, так и продавец. Например, на www.textsale.ru она составляет по 10% с каждой стороны. Поэтому действует следующая арифметика: если цена статьи, предположим, 5 у.е., то покупатель заплатит за нее 5,5 у.е., а вы получите на свой счет 4,5 у.е. Но игра стоит свеч — хотя бы потому, что есть 100%-ная защита от обмана: статью клиент получит только после зачисления средств на ваш аккаунт. Чтобы получить свои деньги, нужно заказать их вывод из системы, и после этого в течение двух-трех дней они поступят на указанный при регистрации WM-кошелек.


Каждому копирайтеру присваивается рейтинг — на бирже это основной показатель, характеризующий профессионализм автора. Он автоматически увеличивается с каждой проданной статьей и уменьшается за различные прегрешения, главным из которых является плагиат. Знайте: на всех биржах действует жесткая защита от продажи заимствованного текста. Поэтому нечестным на руку людям даже не стоит пытаться реализовывать содранные откуда-то материалы — все равно ничего не выйдет. В процессе публикации статья автоматически проверяется на плагиат, и если обнаружится, что она украдена, то в лучшем случае ее удалят и тут же прилично срежут рейтинг. Могут вообще заблокировать аккаунт — или навсегда (с конфискацией всех имеющихся на балансе денег), или с восстановлением за немалую плату.

Если повезет, то на бирже контента можно найти постоянных заказчиков. Обычно бывает так: клиент приобретает у копирайтера статью, она ему нравится, и он предлагает сотрудничество. Все пользователи системы (как покупатели, так и продавцы) могут связываться друг с другом только посредством имеющегося на сайте механизма приватных сообщений — и никак иначе. Передача других контактных данных строго запрещена, что вполне объяснимо — администрация ресурса не хочет терять свою прибыль и выступать в роли бесплатного «сводника» копирайтера и клиента. За нарушение этого правила также следуют жесткие санкции, вплоть до полного и окончательного «бана».

Киноиндустрия

Одно из самых прибыльных занятий — написание сценариев для мыльных опер и прочих сериалов. Здесь «пахнет» такими заработками, которые не даст ни одна книга (если только это не бестселлер мирового масштаба), не говоря уже о статьях и веб-контенте. Правда, и требования предъявляются соответствующие: автор должен великолепно владеть языком, обладать развитым творческим мышлением, недюжинной смекалкой, высокой работоспособностью (не будете успевать — вас мигом опередят более шустрые конкуренты). Особенно ценятся сценарии так называемых ситкомов — ситуационных комедий вроде «Моя прекрасная няня», «Солдаты», «Дедушка моей мечты» и т.п. Подобные проекты могут представлять немалый интерес для таких известных телеканалов, как ОРТ, НТВ, РЕН ТВ, СТС и др.

Если вы хотите попробовать себя в этом направлении — посетите сайт www.screenwriter.ru. Он адресован новичкам и содержит массу интересной и полезной информации (советы, рекомендации, анализ типичных ошибок и др.).


Помимо всего прочего на этом сайте регулярно проводятся конкурсы сценариев, к участию в которых допускаются все желающие, причем на каждую присланную работу можно получить квалифицированную рецензию от профессионала.

Онлайн-помощники копирайтера

В Интернете есть масса ресурсов, позволяющих существенно облегчить труд копирайтера. Например, уточнить правильность написания слова можно по адресу www.gramota.ru. Сборник самых разных словарей русского языка (орфографических, толковых, грамматических, древнерусских и др.) вы найдете на сайте wwwslovari.ru. Мощнейший энциклопедический ресурс имеется на портале www.rubricon.com.

Для быстрой транслитерации с кириллицы на латиницу и наоборот посетите translit.ru, а по адресу www.synonymizer.ru вы можете быстро подобрать синонимы к любому термину. Словарь ассоциаций — поистине незаменимый ресурс для тех, кто работает с текстами, расположен на www.slovesa.ru. Семантический и SEO-анализ материала, столь необходимый для написания контента для сайтов, осуществляется на advego.ru/text/seo.

Отношения с работодателем

Сотрудничество с нанимателем оформляйте официально. Помните, что с точки зрения закона «черный» вид заработка не имеет права на существование. Такая деятельность, в отличие от «белого» сотрудничества, не засчиты-вается в трудовой и пенсионный стаж и не дает человеку право на получение иных социальных преференций. Работая «по-черному», вы не имеете официального дохода, подтверждение которого может потребоваться, например, для оформления кредита в банке. Плюс ко всему, если происхождением «нажитого непосильным трудом» (машина, квартира, дача и др.) заинтересуется налоговая инспекция, вряд ли вы сможете ответить что-то вразумительное. Ну и, конечно, ни о каких притязаниях на авторство в данном случае вы рассчитывать не можете.

Для оформления отношений можно использовать трудовой, гражданско-правовой или издательский/авторский договор. Какой из них выбрать — во многом зависит от вида деятельности и позиции заинтересованных сторон.

Если вы хотите подтвердить свою удаленную занятость соответствующей записью в трудовой книжке — выбирайте первый вариант. Только такой договор вкупе с приказом руководителя о приеме на работу может являться для этого законным основанием. Также необходимо, чтобы в штатном расписании предприятия имелась соответствующая вакантная должность.

Трудовой договор имеет смысл заключать в случаях, когда для вас есть стабильная работа на протяжении определенного времени (год, два и т.д.). Вам дают задание и назначают срок исполнения, вы его сдаете, тут же берете следующее и т.д. За это вы ежемесячно получаете фиксированную оплату, например оклад и премию.

Учтите, что работа по трудовому договору имеет ряд особенностей: в частности, подразумевается соблюдение правил внутреннего распорядка, действующих на предприятии. И если исполнять свои основные обязанности вы можете удаленно, то в целом ряде случаев босс вправе вызвать вас в контору. Возможно, придется сидеть на скучных совещаниях и планерках или являться для обсуждения насущных проблем и т.д. Как вариант — укажут график работы: например, с 9.00 до 18.00 (с перерывом на обед) вы должны постоянно быть на связи и незамедлительно реагировать на все обращения по ICQ или мобильному телефону.

Такая привязка многим претит, ибо утрачивается одно из главных преимуществ фриланса — полная независимость. С другой стороны, трудовой договор дает право на социальные гарантии — тот же больничный вам оплатят без вопросов. А еще в некоторых конторах работа на компьютере признается небезобидным для здоровья видом деятельности. Сей важный факт фиксируется в трудовом соглашении, и человек официально получает надбавку «за вредность».

Больше всего фрилансеры любят договор подряда, ибо он подразумевает по-настоящему свободный график. Вы не обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, и шефа не интересует, где и когда вы будете исполнять свои обязанности — днем или ночью, дома или на даче и т.д. Ежемесячный фиксированный оклад не предусмотрен: выплаты производятся либо после сдачи всей работы, либо поэтапно (как договоритесь). Факт приемки задания обычно оформляется актом, который является частью контракта и основанием для проведения расчета. Но учтите, что больничный вам в этом случае никто не оплатит, отпуск тоже, и вообще, о текущих социальных льготах забудьте.

Что касается издательских, лицензионных и авторских договоров, то они заключаются только тогда, когда речь идет о передаче исключительных прав на произведение. Например, вы написали роман, и в контракте с заказчиком указываете, что разрешаете использовать сие творение в течение трех лет, после чего вновь становитесь его единоличным собственником.

При заключении лицензионных договоров особое внимание обращайте на сохранение авторства и увязывайте это с финансовыми условиями. Например, можно согласиться на псевдоним, но только за увеличение суммы гонорара. Социальные выплаты по издательским и лицензионным договорам не предусмотрены, все начисленные суммы облагаются налогом.

И помните: по большому счету заключать контракт с работодателем вас никто не обязывает — факт получения дохода без документального подтверждения правонарушением не является. Это необходимо в первую очередь вам: «без бумажки вы букашка» и отстаивать свои интересы не можете. А вот декларирование доходов является обязательным независимо от наличия договора.


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также