ИТ-ИНДУСТРИЯ

Рей Долби

В том, что Рей Долби — гений, сомневаться не приходится. Сегодня его имя — один из самых узнаваемых брендов. Скажи «Делл» — еще не каждый поймет, о чем или о ком идет речь. Скажи «Долби» — сразу понятно, что речь именно о звуке. Правда, имя Рея Долби приходит на ум не всем. В этом смысле Рей не так популярен, как его изобретения. Что тоже понятно — человек он не особо публичный, серьезный ученый, работающий в своей лаборатории и глупостями не занимающийся. Не кинозвезда, одним словом…

Рей Долби родился в 1933 г. в Портленде, штат Орегон, США. Вскоре после его появления родители переехали в Сан-Франциско, штат Калифорния. Он замечательно учился в школе, поэтому когда 16-летний Рей зашел в местную компанию «Ампекс» и попросился на работу, его взяли на неполный рабочий день. Несколько лет он работал в отделе звуковых носителей компании — занимался улучшением магнитофонной ленты.


 О компании «Ампекс», с которой связана судьба Рея Долби, стоит рассказать подробнее. В 1945 г., после окончания войны, из Германии в Америку сплошным потоком шли солдатские посылки с трофеями. Чтобы проконтролировать этот процесс, командование оккупационных войск установило лимит на вывозимые ценности. Был введен запрет на вывоз автомобилей, драгоценностей и прочего, что могло спровоцировать военнослужащих на совершение правонарушения. Разрешалось пересылать на родину лишь небольшие по весу и объему посылки, в которые ничего особо ценного и не положишь.

 Так вот, в том победном 1945 г. во Франкфурте американским военнослужащим Джеком Муллином на местной радиостанции были обнаружены два магнитофона производства компании АЕГ. Раньше ничего подобного он не видел, да и никто не видел — работы по магнитной звукозаписи велись только немцами, державшими эту технологию в секрете. Сообразив, что в руках у него «золотая курочка», Муллин разобрал аппараты, уложил их в посылочные ящики, да и переправил домой в Америку. Сослуживцы над ним потешались: вместо ценностей Джек отправил домой какие-то железки…


 Демобилизовавшись (а это произошло не сразу), Муллин вернулся в родную Калифорнию, собрал аппараты, а в 1947 г. устроил две публичные демонстрации изобретения немцев. Первая интереса не вызвала вообще. Вторая удивила специалистов — на студии «Метро-Голдвин-Майер» Муллин записал голос Бинга Кросби. Эта демонстрация наиболее впечатлила самого Кросби. Когда трофеем Муллина заинтересовалась компания «Ампекс» из Сан-Франциско (а заинтересовалась только она), Кросби инвестировал в исследования 50 тыс. долл. личного капитала. Как показало время, это было хорошее вложение.

 Компания «Ампекс» была создана русским эмигрантом Александром Михайловичем Понятовым. Это небольшое предприятие занималось разработкой звукоусилительной ламповой (другой тогда и не было) аппаратуры. Понятов сразу осознал перспективы магнитной звукозаписи. И засучив рукава взялся за разработку первой модели американского магнитофона. К слову, «Ампекс» была единственной компанией в мире, занимавшейся этим видом техники. Другие включились в процесс только после успеха первого магнитофона «Ампекс Модель 200»…


 Рей Долби помогал инженерам «Ампекса» подыскивать материал для подложки магнитной ленты. В первых образцах лента была бумажной с металлическим порошковым напылением. Затем попробовали целлулоид. Наконец, нашли подходящий материал — лавсан.

 Вероятно, роль Рея сводилась не только к тому, чтобы бегать за кофе «для взрослых дяденек», потому что в 1953 г., когда Долби поступил в Стэнфордский университет, Понятов его не уволил. Рей одновременно учился и работал — вплоть до 1957 г., когда закончил Стэнфорд и отправился в Англию, в Кембридж. В эти студенческие годы Рей входил в особую команду Понятова, занимавшуюся разработкой первого в мире видеомагнитофона — квадродуплексной системы магнитной записи (т.е. системы с четырьмя головками на вращающемся барабане и поперечной записью дорожек на магнитную ленту).


 В Кембридже Рей продолжил учебу в аспирантуре и параллельно работал на английское ведомство атомной энергетики в качестве консультанта. В 1961 г. Рей Долби получил степень доктора физики. До 1965 г. работал в Индии по линии ООН. В 1965-м уволился и вышел в «свободное плавание», основав в Лондоне собственную компанию «Долби Лабораториз».

 Поначалу в маленькой компании работали всего четыре сотрудника, включая самого Рея. Но уже через год Долби продал звукозаписывающей компании «Декка Рекордз» несколько устройств шумоподавления типа Dolby A.

 В то время это был настоящий прорыв. Слабым местом технологии аналоговой магнитной звукозаписи являются шумы, проявляющиеся в виде шороха, на фоне которого звучит записанная на ленту музыка и голос. Природа этого шума была детально исследована Реем. Выводы, к которым он пришел, позволяли разделить шумы на несколько видов. Первый — низкочастотный рокот лентопротяжного механизма, передаваемый через головку записи на ленту. Бороться с ним можно совершенствованием механических узлов магнитофона, сводя шум к минимуму. Вторая, более заметная часть шумов — высокочастотный звук, образованный трением поверхности ленты о головку записи. Устранить его очень трудно, поскольку даже полированная поверхность лавсановой ленты и высококачественная эмульсия обладают некоторой абразивностью.

 Долби решил попробовать устранить шум электронным способом. Система Dolby A — это специальным образом настроенный пассивный фильтр, срезающий высокие частоты в звуковом спектре записи. Поскольку шум всегда звучит тише основной записи, сузив спектр в верхней его части, можно добиться чистого звучания. Но вместе с этим запись становится глуховатой, лишается ценных нюансов — верхняя часть звукового спектра влияет на создание стереоэффекта и отражается на достоверности звучания.

 В 1970 г. лаборатория Долби совершила технологический прорыв, разработав систему шумоподавления Dolby B. Момент выпуска новой системы совпал со всеобщим распространением кассетных магнитофонов.

 Выпущенные в начале 60-х гг. компанией «Филипс» кассетные деки к 70-м стали сверхпопулярными. Компакт-кассета, в которой узкая полимерная пленка с нанесенным на нее магнитным порошковым слоем была заключена в жесткий корпус с элементами лентопротяжного механизма, оказалась очень удобной в самых различных применениях. Компакт-кассеты работали в профессиональной сфере — в диктофонах и профессиональных репортерских рекордерах. Они проникли в область бытовой техники, потеснив ленточные магнитофоны бюджетного и среднего класса (ленточные аппараты оставили за собой только нишу техники аудиофильского качества — заметим, о советской технике речь не идет, поскольку налицо было технологическое отставание). Но именно в кассетных магнитофонах проблема шума стояла особенно остро, так как по всем характеристикам кассетные рекордеры уступают «большим» ленточным магнитофонам.

 В шумоподавителе Dolby B Рей и его сотрудники смогли совместить две взаимоисключающие технологии — срезания верхней части звукового спектра записи и одновременного ее усиления. В чем здесь дело? В том, что шум имеет значительно меньшую громкость, чем самый тихий основной звук. Поэтому главной задачей устройства шумоподавления является вычленение в верхней части звукового спектра тихого высокочастотного звука и подавление его при одновременном пропускании верхних частот основной записи. Долби удалось этого добиться. И к концу 70-х гг. прошлого века системой Dolby B были оснащены все кассетные деки и портативные магнитофоны среднего и высокого класса.

 В 1980 г. Долби выпустил третью версию своего шумоподавителя — систему Dolby C. В ней шум подавлялся не только на стадии воспроизведения, но и в процессе записи звука. Главное усовершенствование — применение технологии динамического подмагничива-ния, когда уровень магнитного поля изменялся в зависимости от уровня аналогового электрического сигнала. В паузах сила звука уменьшается, снижается и интенсивность подмагничивания пленки — громкость звука на записи падает до минимума, и шумы легко отфильтровываются при воспроизведении. Системой Dolby C оснащались высококачественные кассетные деки, магнитофоны аудиофильского качества и студийные аппараты.

 В 1976 г. на волне успеха шумоподавителя Dolby B компания «Долби Лабораториз» получила колоссальные доходы, позволившие Рею перевести бизнес на родину. Компания переселилась из Лондона в Соединенные Штаты — в Сан-Франциско, где располагается и сегодня. Рей и костяк инженерных кадров, с которым он когда-то начинал работу, стали очень состоятельными людьми. Атмосфера в центре разработки царила примерно такая же, какая сегодня царит в головном центре Google. Под началом Рея работали очень увлеченные люди, влюбленные в электронику и высококачественный звук.

 В 1975 г. компания Рея Долби освоила новую нишу — она вышла на рынок кинотеатральных звуковых систем, разработав технологию многоканальной записи звука на дорожку стандартной 35-мм кинопленки. Эта система, получившая название Dolby Stereo, была впервые опробована в момент премьеры фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны». Эффект объемного звучания поразил зрителей этой фантастической саги. С тех пор «Долби Лабораториз» стала основным игроком на этом рынке.

 В 1985 г. произошло еще одно знаменательное событие — Рей и его команда разработали усовершенствованную систему объемного звука Dolby Surround, а тремя годами позже, в 1988-м, на рынок была выпущена многоканальная звуковая система Dolby Pro Logic. Особенностью Dolby Surround является многокомпонентная система громкоговорителей, благодаря которой у зрителя появляется ощущение живого звука. Источник звука перемещается в пространстве синхронно с перемещением его на киноэкране. Особенность Dolby Pro Logic в том, что к многокомпонентной системе громкоговорителей была добавлена центральная колонка для воспроизведения голосового сопровождения. Голос перестал плавать, вне зависимости от перемещения источника он оставался хорошо различимым, внятным. Позже система Dolby Pro Logic стала стандартом оснащения аналоговых систем класса «домашний театр».

 В середине 90-х гг. компания разработала формат Dolby Digital, ставший стандартом для кинотеатров и цифровых домашних систем. Вместе с системой THX, которую, кстати, Рей Долби считает не конкурентом, а компаньоном (Рей говорит — на THX поступает сигнал с аппаратуры Dolby, где же тут конкуренция?), Dolby Digital является стандартом реализации многоканального компьютерного звука…

 В быту Рей Долби человек скромный и не особо притязательный. Обладая состоянием в 2,9 млрд долл., он избегает пристального внимания скандальной прессы. В свои 75 лет продолжает работать над проблемой объемного звучания, обещая нам потрясающе реалистичный звук у каждого телевизора. Много лет рядом с Реем супруга — Дагмар Долби. У них два взрослых сына — Том и Дэвид. Словом, обычная семья. Как и принято у современных гениев.

Поделиться:

Возврат к списку

Читайте также