Hard

16.03.2011 Автор: Антон Шарапов Версия для печати

Домашний кинотеатр часть 4.

Какой элемент является ключевым в комплекте оборудования любого кинотеатра? Конечно, проектор. При размерах кинотеатральных залов альтернативы ему нет, никакой телевизор не способен обеспечить изображение такого размера. Похожая история и с домашним кинотеатром: если вы можете выделить для него большую комнату площадью от 30 кв. м, на телевизоры даже и глядеть не стоит: почти любой современный проектор обеспечит гораздо больший «эффект погружения».


 

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТОРЫ

 Технологии, на которых основаны все современные проекторы, подробно были рассмотрены нами в статье «Обзор проекционных технологий» и мы здесь не будем в них углубляться. Перечислим лишь типы интересующих нас аппаратов, их преимущества и недостатки.

 Проекторы на электронно-лучевых трубках стоит отбросить сразу. У них есть плюсы: прежде всего это цветопередача и четкое отображение картинки практически любого разрешения. Но, увы, все эти преимущества сводятся на нет их громоздкостью, низкими по современным меркам контрастностью и яркостью, а также сложностью настройки.

В ЭЛТ-проекторе высокого класса может быть до 100 точек настройки, а стоимость такой услуги у высококвалифицированного специалиста нередко достигает нескольких десятков тысяч рублей. При этом благодаря нестабильности параметров аналоговых цепей периодически приходится проводить перенастройку проектора (и уж тем более это надо делать при его перемещении). При пренебрежении этой необходимостью вы получите на экране как минимум несведение красной, синей и зеленой компонент. Стоит ли резюмировать, что в домашних условиях овчинка не стоит выделки?

 Проекторы, основанные на жидкокристаллических матрицах, в настоящее время весьма распространены, особенно среди мобильных аппаратов. Они компактны, недороги и обеспечивают неплохое качество изображения. Кроме того, в отличие от микрозеркальных проекторов, в них нет движущихся частей, помимо вентиляторов системы охлаждения, что обеспечивает низкую шумность этих устройств. К негативным моментам отнесем низкую контрастность за счет отсутствия настоящего черного цвета, неширокий цветовой охват и значительное поглощение света ЖК-матрицами, вследствие чего производители вынуждены ставить в ЖК-проекторы более мощные лампы, чем в микрозеркальные аналогичного класса.

 Занимающие нишу hi-end микрозеркальные (DLP) проекторы бесспорно хороши качеством создаваемого изображения, впечатление может испортить лишь «эффект радуги», замечаемый многими людьми на движущихся объектах, да шум от вращающегося цветового колеса. Естественно, это относится лишь к недорогим моделям, оснащенным одним DMD-чипом. Трехчиповые модели не нуждаются в колесе, благодаря чему не шумят, не имеют «эффекта радуги» и обеспечивают рекордные значения яркости, при этом цены на них начинаются от 30 тыс. долл. и растут экспоненциально при увеличении разрешения. Пока что DMD-чип с разрешением HD остается очень дорогим устройством, и производители продолжают ухищряться с цветовым колесом в одночиповых моделях, увеличивая скорость его вращения и количество светофильтров.

 Относительно недавно у 3DMD появилась дешевая альтернатива — DLP-проекторы со светодиодным (LED) источником света. Использование светодиодов основных цветов позволяет обойтись без цветового колеса при одном DMD-чипе. Правда, такой световой поток, как у мощных 3DMD, при LED-источнике создать затруднительно — светодиоды, как и все полупроводниковые устройства, весьма чувствительны к нагреву, и создание нешумной системы охлаждения для мощного LEDDLP-проектора является нетривиальной задачей.

 Проекторы, использующие жидкокристаллические матрицы на кремнии (LCOS), разделяют преимущества LCD-проекторов, но обеспечивают при этом более высокую яркость картинки. Кроме того, из-за более близко расположенных элементов матрицы, LCOS-проекторы имеют более высокое достижимое разрешение картинки и малозаметную «сетчатость», создаваемую промежутками между пикселями. Благодаря этому такие аппараты имеют применение в секторе больших стационарных моделей и в быту практически не используются.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 Помимо основных параметров, определяемых проекционной технологией, домашние проекторы обладают массой характеристик, которые могут и должны оказать влияние на выбор модели при покупке.

 В первую очередь следует обратить внимание на формат и разрешение. Очевидно, что подходящим форматом для просмотра фильмов является 16:9 либо 16:10, а минимальное разрешение для отображения HD-контента — 1280 x 720 пикселей. Такие модели можно приобрести по ценам от 30 тыс. руб. Естественно, яркость и прочие важные параметры у бюджетных вариантов будут не ахти, тем не менее это уже полноправный компонент домашнего кинотеатра.

 

СВЕТ

 Следующим ключевым параметром является мощность излучаемого проектором светового потока. Почему это важно? Чем хороша сверхъяркая слепящая картинка? Контрастность изображения определяется отношением яркости светлых и темных областей. Картинка с низким значением этого параметра будет выглядеть блеклой и лишенной деталей. Малейший свет из окна или иных источников освещения, падающий на экран, увеличивает яркость темных областей, существенно уменьшая контрастность. Если при действующей засветке мы увеличим световой поток, зрачки зрителей сузятся, начав пропускать меньше света от экрана, яркость темных областей снизится, черный цвет в картинке будет наблюдаться действительно черным (в идеале), контрастность изображения станет хорошей.

 Считается, что в затемненной комнате можно создать изображение с хорошей контрастностью уже при 700 лм (ANSI-люмен). Правда, полностью затемнить комнату в течение светового дня не так-то просто, и обладатель такого аппарата сможет смотреть фильмы с хорошим качеством картинки лишь вечером или ночью, при этом все равно будет мешать свет проектора, отраженный от экрана на стены и потолок комнаты и далее обратно на экран. Поэтому, если у вас нет желания или возможности выделить под кинозал специальную комнату с очень плотными шторами и светопоглощающими стенами, такой проектор не создаст условий для комфортного просмотра фильмов.

 Гораздо разумнее приобрести модель, создающую поток в 1200 лм (достаточно будет задернуть шторы). Ну а если вы раскошелитесь на аппарат, выдающий могучие 2000–3000 лм, то и дневной свет из окна не станет помехой. Следует также учесть, что чем больше размер изображения, тем более мощный световой поток понадобится для создания контрастного изображения. В общем, чем больше максимальное значение данного параметра у вашего проектора, тем лучше: яркость всегда можно «прикрутить», если ее слишком много.

 Тем не менее есть один нюанс. Мощные презентационные модели проекторов, предназначенные для работы в условиях дневного освещения, способны создать сильный световой поток, но, увы, ценой цветопередачи. Технически непросто обеспечить качественные цвета в сочетании с высокой яркостью. Поэтому если при построении домашнего кинотеатра вы ставите цель добиться наилучшей возможной картинки, стоит ограничиться в требованиях мощностью потока в 1000 лм и обязательно позаботиться о снижении боковой засветки экрана с помощью вышеупомянутых средств. Кроме того, в качестве бонуса вы получите малошумную систему охлаждения проектора и долгий срок жизни его лампы.

 А что же с заявленным параметром контрастности? Не стоит основывать на нем выбор. Реальная контрастность определяется лишь технологией создания изображения, цифры в таблицах характеристик практически не коррелируют с наблюдаемой контрастностью, а зависят от метода измерения. Кроме того, производители в этих цифрах обычно учитывают работу технологий повышения контрастности с помощью ухищрений вроде динамического изменения яркости лампы в зависимости от яркости картинки. По сути же, достаточно запомнить, что DLP-проекторы контрастнее LCD, а от себе подобных и те и те отличаются несильно.

 

ОПТИКА

 Большое значение имеет использующаяся оптика, и тут речь пойдет не только и не столько о качестве (все же это не телескопы), а о возможностях. Основные параметры объектива — это фокусное расстояние, размер создаваемого изображения, углы сдвига объектива (LensShift), наличие диафрагмы.

 Определиться с нужным размером изображения несложно. Ограничен он только размерами комнаты и экрана. И вот тут следует обратить внимание на параметры оптики проектора. Длиннофокусный объектив обеспечит картинку с наименьшими геометрическими искажениями, но хватит ли места для установки проектора на достаточном расстоянии от экрана? В случае ошибки, максимальный размер картинки может оказаться гораздо меньше желаемого. Хотите большое изображение в тесной комнате? Ищите проекторы с короткофокусным объективом. К сожалению, для бытовых проекторов почти никогда не указывается размер кадрового окна, поэтому вычислить нужное фокусное расстояние не выйдет. Обычно просто пишут диапазоны размеров изображения и расстояний до экрана, этого вполне хватит для приблизительной оценки.

 Теперь о сдвиге объектива. В нем нет никакой необходимости, если оптическая ось проходит через центр экрана. Но это значит, что проектор будет мешать зрителям и им придется сесть чуть в стороне от него, что неизбежно создаст определенный дискомфорт при просмотре. А для потолочного варианта установки это и вовсе бессмысленно. Вследствие этого обычно практикуется вертикальный сдвиг картинки: вверх, если проектор установлен на ножки, и вниз, если подвешен к потолку.

 Сдвинуть изображение — дело нехитрое, достаточно наклонить проектор. Но тогда возникнут так называемые трапецеидальные искажения, то есть дальняя от объектива часть картинки будет больше, чем ближняя. Для этого и нужна функция Lensshift, она позволяет получить правильную прямоугольную картинку, центр которой расположен выше или ниже центра объектива. Кроме того, в некоторых моделях есть и возможность горизонтального сдвига, которая значительно расширяет возможности инсталляции самого аппарата и его экрана.

 Но это все в дорогих моделях. Что же делать владельцам бюджетных аппаратов? Им приходится пользоваться электронной коррекцией трапецеидальных искажений. В случае применения этой функции, масштаб изображения изменяется вдоль вертикальной оси. При этом в области наименьшего масштаба разрешение будет значительно ниже исходного. Визуально это выглядит как «замыленность», нечеткость верхней части картинки (при установке проектора на ножки). Недостаток для данной технологии неизбежный, зато не приходится тратиться на дорогую оптику с возможностью сдвига.

 Последний ключевой параметр оптики — наличие диафрагмы. Ее функция состоит в том, чтобы «обрезать» световой поток, попадающий на края линз. Дело в том, что на краях свет от лампы рассеивается и создает паразитную засветку, снижающую контрастность. Таким образом, диафрагма повышает контрастность за счет яркости. Естественно, на ярких сценах мы можем пожертвовать частью света, уменьшив зрачок диафрагмы, но что делать на тусклых сценах, где на экран идет и так немного цвета? Именно поэтому почти во всех современных проекторах диафрагма управляется автоматически и размер зрачка изменяется обратно пропорционально яркости картинки. При этом немалое значение приобретает скорость регулировки диафрагмы, но, к сожалению, ни в одной таблице характеристик вы этого параметра не увидите. В случае если интересующий вас аппарат не тестировался в профильной прессе, остается самостоятельно пытаться определить эту скорость на глаз при просмотре видеоролика с резко изменяющейся освещенностью кадра. На деле применение динамической диафрагмы позволяет увеличить контрастность на 30–40%, но не всякому придется по вкусу смотреть фильм с яркостью, прыгающей при изменении освещенности сцены с небольшим, но заметным запаздыванием.

 Полезной функцией объектива является автоматическая шторка, защищающая переднюю линзу от пыли и грязи. Особенную важность ее наличие имеет при потолочной установке проектора, ведь вряд ли вы будете утруждать себя ручным закрытием шторки, если для этого придется вставать на лесенку или табуретку. В заключение обсуждения заметим, что наиболее дорогие модели проекторов поставляются без оптики и позволяют выбрать и установить объектив с наиболее подходящими вам характеристиками.

 

ИНТЕРФЕЙСЫ И ЭЛЕКТРОНИКА

 После вышерассмотренных характеристик следует обратить внимание на набор интерфейсов аппарата и возможности его электроники. По сути, в современном домашнем кинотеатре от проектора требуется наличие лишь двух разъемов: питания и HDMI. Последний понадобится для подключения к медиаплееру, плееру Blu-ray или даже к компьютеру — HDMI весьма универсален, и лучше, когда таких портов несколько. Все остальные, возможно, имеющиеся порты (D-Sub, DVI, RCA-композитный, RCA-компонентный, S-Video и т.д.) вам, скорее всего, не понадобятся.

 Возможности электроники подразумевают прежде всего наличие разного рода настроек — чем больше, тем лучше. Кроме того, именно электроника обеспечивает поддержку модного ныне 3D. Для отображения 3D-картинки с затворными очками необходима вертикальная развертка частотой минимум 120 Гц, что в результате даст минимально комфортные 60 Гц на каждый глаз.

 Для увеличения привлекательности своих проекторов каждый производитель стремится оснастить его максимальным количеством технологий улучшения качества картинки. Это, к примеру, устранение чересстрочности (деинтерлейсинг) и цветового шума, удвоение количества кадров в секунду. Все это определяется возможностями электроники (мощностью видеопроцессора и функциональностью микропрограммы) и действительно устраняет многие проблемы с качеством изображения. Но важно помнить, что каждая такая функция, улучшая какой-либо параметр картинки, негативно влияет на другие параметры или ухудшает качество изображения в целом, что может проявляться в общем уменьшении четкости, появлении артефактов на движущихся объектах и т.д.

 

ЭКРАНЫ

 При выборе компонентов домашнего кинотеатра чаще всего львиная доля времени и денег уходит на покупку проектора, а экран покупается по остаточному принципу, и это большая ошибка. Ведь, по сути, сам по себе проектор не является устройством отображения, ему необходим подходящий экран. Выбор его — важная и нетривиальная задача, и денег зачастую приходится тратить гораздо больше, чем ожидалось.

 Позволим себе коснуться предельно очевидного вопроса: лучше, если формат экрана совпадет с форматом проектора, и для домашнего кинотеатра это будет 16:9 либо 16:10. Существуют модели с управляемыми маскирующими кромками, позволяющими без проблем отображать картинку практически любого формата, что избавляет от мук выбора (за вполне определенную сумму денег). Дальше пойдут нюансы и в экранах — их, пожалуй, не меньше, чем в самих проекторах. Начнем с деления по способу проекции.

 Проекция бывает фронтальная, когда зритель и проектор находятся с одной стороны экрана, и обратная, когда проектор и зритель находятся по разные стороны экрана. Первый способ традиционен, более прост в установке и значительно дешевле. Второй имеет массу преимуществ — за счет более сложной установки и высокой стоимости экрана. Такие экраны называются экранами обратной проекции либо просветными.

 Несомненно, домашний кинотеатр класса hiend должен использовать обратную проекцию, и для того есть масса причин. Проектор отделен от зрителя и не мешает ему шумом, нагревом, отраженным светом. Никаких теней от зрителя на экране появиться не может, а значит, зритель может находиться в любом месте комнаты. Нет необходимости затемнять комнату — просветный экран поглощает намного меньше света, чем обычный, и за счет этого обеспечивает значительно лучшую контрастность в тех же условиях. При необходимости можно установить проектор почти вплотную к экрану, поток света будет падать на экран через систему зеркал, и в целом система будет значительно компактнее, чем домашний кинотеатр с фронтальной проекцией, нужно лишь выделить нишу в стене или шкаф для размещения проектора и зеркал.

 В системе обратной проекции ключевым элементом является экран. Устроен он достаточно хитро и обеспечивает выполнение противоречивых задач: максимальное пропускание света с тыльной стороны и столь же максимальное поглощение с фронтальной. Эти задачи решаются путем покрытия листа светорассеивающего материала слоями микролинз, из-за этого такие экраны дороги и весьма чувствительны к разрешению картинки.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКРАНОВ

 Подробнее коснемся технических характеристик, причем некоторые из них применимы к просветным экранам, но большинство все же относится к более популярным экранам фронтальной проекции.

 Механически экраны для домашних кинотеатров делятся на стационарные и моторизованные (штативные рассматривать не будем, т.к. их стоит отнести скорее к мобильным). Первые монтируются на стену и бывают мягкие и жесткие, вторые сматываются в рулон с помощью электродвигателя. Стационарные хороши тем, что обладают ровной поверхностью и не мнутся в процессе эксплуатации, но подвержены загрязнению и требуют занавеса для сокрытия из вида неэстетичного белого прямоугольника на стене. Моторизованные сворачиваются в малозаметный узкий тубус нажатием одной кнопки, но имеют свойство искривляться, «идти волнами». Есть еще один аспект: моторизованные экраны могут быть только плоскими, а стационарные — иметь вогнутую поверхность. Вогнутая поверхность ухудшает углы обзора, но увеличивает фокусировку картинки по краям и уменьшает чувствительность к паразитной засветке.

 Какого цвета должен быть экран? Обязательно белого или возможны варианты? Да, немалую популярность имеют экраны серого цвета. Из-за своей большей, по сравнению с белыми, светопоглощающей способности такие экраны обеспечивают меньшую яркость изображения. В чем же их преимущество? В большей контрастности картинки. Тусклее становятся не только светлые области, но и более блеклые. Яркость темных областей изображения оказывает гораздо большее влияние на контрастность, чем яркость светлых, из-за этого снижение яркости на единицы процентов оборачивается ростом контрастности на десятки процентов. Кроме того, серые экраны менее чувствительны к паразитной засветке.

 Важнейшим параметром экрана является так называемый коэффициент усиления. Строго говоря, экран ничего усиливать не может, так как является пассивным устройством. Зато он может рассеивать больше света в предполагаемом направлении размещения зрителей за счет периферийных областей. Иными словами, яркость картинки растет, допустимые углы обзора падают. За счет чего это происходит?

 Стандартный экран с коэффициентом усиления 1 обладает матовой поверхностью, рассеивающей свет равномерно во все стороны. Экраны с большим коэффициентом усиления имеют на поверхности отражающие вкрапления, обеспечивающие увеличенный световой поток в направлении зрителя. Чем больше отражающих вкраплений, тем больше коэффициент усиления и меньше углы обзора.

РАЗМЕЩЕНИЕ И УСТАНОВКА ПРОЕКТОРА

 Скорее всего, постоянно смотреть фильмы с помощью проектора вы не будете, и, если у вас нет лишней комнаты под домашний кинотеатр, помещение с проектором будет использоваться и по другим назначениям (как спальня, кабинет, гостиная и т.д.). Вследствие этого лучше всего установить проектор там, где он не будет мешать — к примеру, на потолке либо в нише за просветным экраном. Правда, в этом случае установка проектора начинается с ремонта в комнате. Скрытая прокладка кабелей, установка подвесного потолка с лифтом, темный цвет потолка и стен — все это обеспечит максимальную эстетичность вашего домашнего кинотеатра. Если же вы не планируете впадать в такие расходы, можно ограничиться и бюджетным вариантом — установкой проектора на тумбочку (в случае необходимости, в эту же тумбочку его можно и убирать).

 Вопрос, на каком расстоянии от стены установить лифт или тумбу с проектором, должен решаться исходя из размера экрана (либо, наоборот, размер экрана можно определить исходя из того, на каком расстоянии в данной комнате можно установить проектор). Считается, что для комфортного просмотра голова зрителя должна находиться на уровне нижней трети экрана, а оптимальным расстоянием — две–четыре ширины экрана. Если ваш экран обладает коэффициентом усиления больше 1, а проектор вы собираетесь подвесить к потолку, необходимо рассчитать высоты установки проектора и экрана с учетом расположения зоны максимальной яркости. Учтите, что в большинстве экранов угол отражения света равен углу падения, это облегчает геометрические расчеты.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ  

 Как и многие другие компоненты домашнего кинотеатра, проектор — это не просто вещь в себе, которую можно просто выбрать по таблицам характеристик и купить. Покупка проектора напоминает решение системы уравнений с тремя неизвестными: проектор, экран, способ инсталляции. Уделив недостаточно внимания любому из этих «трех китов», можно легко получить дорогой и неудобный домашний кинотеатр, не обеспечивающий такого качества и комфортности просмотра фильмов, на который вы рассчитывали.


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также