Hard

11.04.2011 Автор: Михаил Дьяков Версия для печати

Домашний кинотеатр часть 5.

Для большинства людей словосочетание «домашний кинотеатр» четко ассоциируется с комплексом аудиооборудования. Действительно, качественный звук, окружающий зрителя со всех сторон и обеспечивающий мощный эффект присутствия, — это то, что отличает кинотеатр от простого телевизора, установленного в углу кухни и гремящего на громких сценах решетками динамиков. Потому-то телевизор или даже проектор и медиаплеер еще не имеют права называться домашним кинотеатром. Для этого нужно еще кое-что, о чем и пойдет сейчас речь.


НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ

 Если вы задались целью собрать полноценный домашний кинотеатр, следует для начала определиться, какие классы устройств в него входят. Допустим, устройство воспроизведения и телевизор или проектор у вас уже есть — значит, остаются аудиокомпоненты. Перечислим все, что может понадобиться:

 AV-ресивер либо процессор;

 акустическая система;

 набор соединительных кабелей.

 Все это можно приобрести единым комплектом (т.н. домашний кинотеатр в коробке) вкупе с проигрывателем либо подобрать компоненты индивидуально. Оба подхода имеют право на жизнь: «коробочные» наборы спроектированы для совместной работы, зато, помучившись с выбором каждого устройства, вы получите именно те параметры, которые вам нужны. Поэтому рекомендуем придерживаться следующего принципа: если вы слабо ориентируетесь в аудиотехнике и не хотите углубленно ее изучать — берите коробку, если же вы точно знаете, что вам нужно — потратьте время на подбор компонентов.

 

СЕРДЦЕ СИСТЕМЫ

 Основной элемент аудиокомплекса — ресивер. Так как любой HD-источник является цифровым, задача ресивера — максимально качественно преобразовать цифровой сигнал в аналоговый, который будет воспроизводить акустическая система. Одного цифроаналогового преобразования «в лоб» совершенно недостаточно, сигнал нужно еще декодировать. Это необходимо потому, что цифровой аудиосигнал закодирован так, чтобы передать по одному-единственному проводу несколько независимых каналов, предназначенных для разных компонентов акустической системы.

 Существует несколько распространенных систем кодирования звука, для их корректной работы необходима поддержка как со стороны источника (проигрывателя), так и со стороны ресивера. Наиболее современными являются Dolby TrueHD и DTS HD, есть еще несколько, но все они принадлежат одной из двух конкурирующих компаний — Dolby Lab или DTS.

 Разница между AV-ресивером и AV-процессором заключается в наличии встроенного усилителя: во втором случае нужен усилитель в виде отдельного компонента. В системах домашнего кинотеатра в подавляющем большинстве случаев применяется именно AV-ресивер.

 

Входные разъемы

 Ранее набор входов ресивера имел огромное значение, теперь важен лишь один вход — HDMI, так как все HD-источники оснащены таким выходом. Для передачи цифрового звука также подходят традиционные коаксиальный и оптический S/PDIF, и в целях совместимости со старыми ресиверами на большинстве проигрывателей они есть. Но так как мы рассуждаем о построении современного домашнего кинотеатра, заострять на них внимание не будем.

 А вот аналоговые входы, напротив, актуальность свою не потеряли. В каких случаях они могут понадобиться? Например, если для просмотра фильмов вы используете медиаплеер, а музыку хотите слушать с дорогого DVD-проигрывателя, прекрасно декодирующего DVD-audio. По-хорошему, стоит оснастить этот проигрыватель собственным усилителем и соответствующей аудиосистемой и разместить все это в другой комнате. Но если вы не можете себе этого позволить, подключайте его к аналоговым входам вашего ресивера. В результате можно использовать одни и те же колонки и усилитель — как при просмотре фильмов, так и при прослушивании музыки.

 Второй сценарий: вы умудрились построить несбалансированную систему, в которой встроенный в Blu-Ray-проигрыватель декодер обеспечивает лучшее качество, чем декодер вашего ресивера. Тогда стоит задействовать аналоговые входы ресивера или попросту выбросить его на помойку и заменить приличным усилителем.

 

Выходные разъемы

 Вам понадобятся следующие выходы ресивера: HDMI для подключения к телевизору или проектору и набор аналоговых разъемов для внешнего усилителя или акустической системы. Подключить ресивер к телевизору необходимо, если ваш источник соединен с ресивером по HDMI. В этом случае звук будет раскодирован декодером ресивера, а видеокомпонент HDMI-сигнала уйдет на телевизор. Кроме того, есть еще одна возможность: реверсивный HDMI. Если ваше оборудование оснащено портами HDMI-ARС, вы сможете смотреть ТВ-программы со звуком из вашей акустической системы — аудиосигнал пойдет в обратном направлении, от телевизора к ресиверу.

 Каким образом к ресиверу подключается акустика? Аналоговыми двух- или однопроводными кабелями. В первом случае используются разъемы RCA («тюльпан»), во втором — зажимы для оголенного провода или штырьковые «бананы». Применяющиеся в дорогой музыкальной технике разъемы XLR и DIN в компонентах домашних кинотеатров обычно не встречаются. Большинство современных ресиверов рассчитаны на акустические системы 7.1, вследствие чего имеют как минимум 8 RCA либо 16 однопроводных клемм.

 

Технические характеристики ресивера

 Рассмотрим наиболее важные параметры ресивера.

 Разрядность ЦАП. Число разрядов, с которыми работает процессор цифроаналогового преобразователя. В настоящее время повсеместно применяются 24-битные ЦАП, обеспечивающие очень высокое качество преобразования.

 Частота дискретизации ЦАП. Сам по себе этот параметр относится к входному сигналу, в параметрах ресивера указывается максимальное значение частоты, с которым может работать ЦАП. Чем выше частота дискретизации, тем больше информации об исходном звуке содержит цифровой сигнал и тем ровнее и ближе к изначальному получится декодированный поток. Наивысшее значение частоты достигается при кодировании в Dolby TrueHD и DTS HD — 96 КГц. Для ЦАП всех современных ресиверов эта частота доступна, а в самых дорогих моделях поддерживаются частоты до 256 КГц.

 Надо сказать, что высокая разрядность и частота дискретизации ЦАП положительно влияют на качество и в случае сигнала, оцифрованного с меньшими значениями этих параметров. Почему это происходит? Дело в том, что в любой записи, прошедшей АЦ-ЦА-преобразование, имеется так называемый шум квантования, неизбежно вносимый разницей между цифровой и аналоговой формами представления звука. Уровень его зависит от частоты дискретизации, ЦАП же борется с ним путем имитации увеличения частоты дискретизации. После такой процедуры объем информации становится больше: к примеру, поток, закодированный в DTS с частотой 44 КГц, вырастет в четыре раза при преобразовании в 196 КГц. Недостающие в исходном цифровом сигнале значе-ния ЦАП интерполирует из имеющихся. Конечно, интерполяция вносит дополнительные искажения, но уровень шума квантования снижается в несколько раз.

 Выходная мощность. Указывается в ваттах на каждый канал при номинальном импедансе акустической системы. Казалось бы, чем больше — тем лучше, но оценивать значение этого параметра следует с осторожностью: каждый производитель измеряет его, как хочет. Мощность могут снимать на сигнале частотой 1 КГц или на всем диапазоне 20 Гц — 20 КГц, при двух задействованных каналах или при всех, да еще и при разном значении коэффициента нелинейных искажений, который указывается далеко не всегда. Некоторые производители к тому же любят путать покупателей динамической (кратковременной) мощностью, имеющей заоблачные величины по сравнению с постоянной. Вследствие этого мы рекомендуем учитывать значение мощности только при сравнении продуктов модельного ряда одного производителя, иначе есть риск предпочесть «оптимистичный» ресивер Yamaha честному Harman Kardon.

 Коэффициент нелинейных искажений. Является мерой величины составляющих выходного сигнала, отсутствующих во входном, измеряется в процентах. Вносят такие искажения ЦАП и усилитель ресивера, причем количество их растет при увеличении уровня мощности. Хорошим уровнем КНИ считается значение меньше 0,005% при номинальной мощности, измеряемой на частоте 1 КГц.

 Отношение сигнал/шум. Определяется как отношение мощности полезного сигнала к мощности шума. На это значение непосредственно влияет шум квантования. Хорошим уровнем этого параметра считается значение выше 90 дБ.

 Версия HDMI. Последней версией интерфейса является 1.4, она характеризуется поддержкой реверсивного звукового сигнала и передачи 3D-изображения.

 Поддерживаемые способы кодирования. Наивысшее качество звука обеспечивают HD-кодеры, такие как Dolby TrueHD и DTS HD, лучше ориентироваться на наличие их поддержки и в источнике, и в ресивере.

 

ЗВУК КАК ОН ЕСТЬ

 При подборе колонок для домашнего кинотеатра в первую очередь следует обратить внимание на наличие встроенных усилителей. Может быть несколько сочетаний акустики с ресивером:

 ресивер имеет усиление на все каналы, акустика полностью пассивная;

 ресивер имеет усиление на каналы окружающего звука, сабвуфер активный;

 ресивер не имеет усилителя мощности, все каналы усиливает сабвуфер.

 Также в схеме может участвовать многоканальный усилитель мощности, выполненный в виде отдельного компонента. Впрочем, в системах домашнего кинотеатра такое встречается нечасто. Следующее важное разделение — по количеству каналов (колонок).  Системы 2.1 состоят из сабвуфера и двух сателлитов, левого и правого. Всю звуковую картину создают фронтальные каналы, сабвуфер же берет на себя тяжелые для воспроизведения низкие частоты. Одного сабвуфера в большинстве случаев достаточно, так как человек не может на слух определить расположение источника низкочастотного звука. Окружающего звука от такой акустической системы ждать не приходится.

 Формула 5.1, пожалуй, наиболее оптимальна для домашнего кинотеатра. К фронтальным колонкам и сабвуферу добавляется центральный канал и два тыловых. Это минимальный набор для воспроизведения окружающего звука, кодированного по системе DTS или Dolby Digital.

 В варианте 7.1 к конфигурации 5.1 добавлены два боковых канала. В целом, система обеспечивает большую равномерность звукового поля, но ценой большей громоздкости. Зачастую в комнате просто не найти места для двух дополнительных колонок, а звучание улучшается не слишком сильно.

 

Сателлиты

 По типу исполнения акустика делится на полочную и напольную. Полочные колонки (высотой до 60 см) применяются либо в достаточно небольших помещениях (до 15 кв. м), либо как тыловые в комплектах 5.1 и 7.1. Устанавливаются они на стойки, высоту стоек следует подобрать так, чтобы колонки не располагались выше сидящего слушателя.  Напольные колонки в стойках не нуждаются, рассчитаны на комнаты побольше — только в них они звучат корректно.

 Немаловажно количество частотных полос. Широкополосные (однополосные) системы относятся к начальному уровню. В hi-fi они практически не используются, но в «коробочных» комплектах домашних кинотеатров встречаются сплошь и рядом. Звучание у таких колонок неизбежно хромает, один динамик физически не может хорошо воспроизводить все частоты слышимого диапазона.

 Двухполосные колонки оснащены двумя динамиками каждая. Больший по размеру воспроизводит низкие частоты, динамик поменьше (т.н. твиттер) — средние и высокие. Еще большая специализация имеется в трехполосных системах, правда, согласовать три динамика сложнее, чем два, потому такая акустика самая дорогая.

 

Сабвуфер

 Наиболее часто встречаются активные сабвуферы, и на это есть причина. Дело в том, что в отличие от сателлитов сабвуфер требует индивидуальной настройки усилителя, и проще всего реализовать это, если усилитель встроен в сам сабвуфер. Нередко активные сабвуферы оснащены двумя комплектами входов — низкоамплитудными, к которым подключают ресиверы, не обладающими усилением соответствующего канала, и высокоамплитудными, способными «переварить» усиленный сигнал.

 Конструктивно сабвуфер представляет собой колонку с одним или двумя низкочастотными динамиками. Встроенный усилитель позволяет настраивать уровень громкости, фазу и частоту среза. Уровень громкости и фаза сабвуфера настраиваются в зависимости от многих факторов: размера помещения, взаиморасположения сабвуфера, сателлитов и слушателя. Низкочастотный компонент не должен «глушить» сателлиты, он должен быть полностью согласован с их звучанием, иначе звуковая картина превратится в неудобоваримую кашу. Регулятор частоты среза определяет, какие частоты воспроизводятся сателлитами, а какие — сабвуфером. Данный параметр настраивается индивидуально исходя из личных предпочтений.

 В зависимости от конструкции корпуса сабвуфера заметно меняется характер воспроизводимого звука.

 Вариант с фазоинвертором создают очень мощные басы ценой потери четкости и приобретения направленности звучания.

 Конструкции с корпусом закрытого типа обеспечивают хорошую достоверность и четкость звука, при этом слабоваты в самых низких частотах. Очень хороши для музыки, но для домашнего кинотеатра не самый подходящий вариант.

 Сабвуферы с пассивным излучателем по конструкции схожи с фазоинверторными моделями, но вместо него они оснащены пассивным излучателем, резонирующим на сверхнизких частотах. Преимущество перед фазоинверторной схемой заключается в отсутствии шумов от циркуляции воздуха в трубе резонатора.

 

Параметры акустической системы

 На что следует обратить внимание при покупке? Прежде всего рекомендуем приобретать одинаковые сателлиты, это позволит избежать тональных перекосов и облегчит настройку уровней громкости. А вот в остальном есть пространство для маневра, тут наиболее важную роль играют следующие технические характеристики, указываемые производителем.

 Импеданс. Очень важно соблюсти его соответствие между акустикой и ресивером. Если импеданс колонок будет превышать допустимое для ресивера значение, громкость может оказаться недостаточной (т.е. ресивер не сможет «раскачать» слишком мощные колонки). Если же импеданс будет ниже минимального для ресивера, вы рискуете усилителем — он может попросту сгореть. Либо при превышении определенного уровня громкости включится защита и звук станет «заикаться». В общем, импеданс акустики должен строго соответствовать номиналу ресивера.

 Мощность. Максимальная подводимая мощность не должна быть меньше максимальной выходной мощности ресивера, в противном случае вы рискуете сжечь колонки при высоком уровне громкости.

Диапазон воспроизводимых частот. Чем он шире, тем лучше — это очевидно. Однако не все так просто. Так же, как и в случае мощности, решающую роль играет методика измерения. Если диапазон измерялся при –16 дБ (а это практически неслышный уровень), верить ему не стоит, уже при 3–6 дБ он будет гораздо хуже заявленного. Хорошая полочная акустика должна иметь диапазон от 70 Гц до 20 КГц, напольная — от 40 Гц до 22 КГц, измеренные при 3 дБ. Диапазон сабвуфера должен перекрывать значения 35–250 Гц.

 Чувствительность. Фактически этот параметр определяет громкость воспроизведения: чем он выше, тем громче звучат колонки. Средней чувствительностью считается 87–89 дБ, высокой — 90–93 дБ, очень высокой — выше 93 дБ.

 Параметры параметрами, а настоящего прослушивания ничто не заменит. Мало того что заявленные характеристики могут не соответствовать истине, но ведь и каждый человек имеет индивидуальные особенности слуха и собственный уникальный вкус. Покупать акустику по фотографиям в Интернете мы можем посоветовать только абсолютно равнодушным к качеству звучания людям.

 

СОЕДИНИ ЭТО

 Казалось бы, чем соединять аппаратуру — дело десятое. Какое может иметь значение кусок кабеля в сравнении с качеством сборки, классом компонентов и схемотехникой усилителя мощности? Почему соединительным проводам аудиофилы придают такую  важность?

 Все в мире относительно. Если в вашем домашнем кинотеатре роль источника играет видеомагнитофон «Электроника ВМ-12», а акустической системы — компьютерные «пищалки» с пересыпающимися внутри деталями, качество проводника действительно не играет никакой роли, будь это антенный «коаксиал» или дорожка из стальной стружки. А вот в случае тщательно подобранного комплекса аппаратуры класса hi-fi картина несколько меняется…

 По пути от источника к ушам зрителя звуковой сигнал что-то теряет из-за затухания, что-то приобретает из-за электромагнитных наводок. Каждый компонент системы «обогащает» сигнал искажениями, но чем выше класс устройства, тем меньше изменений оно привносит. И на пути к совершенству рано или поздно наступает момент, когда уровень искажений в соединительных кабелях становится сравним с искажениями, создаваемыми в ресивере, усилителе, акустической системе. Каждое соединение, каждый разъем, каждый метр провода крадет часть сигнала и добавляет что-то «от себя». Если вы это слышите, значит, пора определяться: либо поход в магазин за набором профессиональных кабелей, либо визит к врачу — лечиться от аудиофилии. Выбор за вами.

 

Виды кабелей

 В аудиотехнике кабели классифицируются в зависимости от их применения, в домашних кинотеатрах используются кабели трех типов.

 Силовые. С их помощью аппаратура подключается к электрической сети. В нашем случае внимание на них можно не заострять.

 Межкомпонентные. Служат для соединения источника с ресивером и ресивера с усилителем.

 Акустические. С их помощью колонки подключаются к усилителю или ресиверу. Именно к этим кабелям предъявляются наивысшие требования.

 

Прокладка акустических кабелей

 Кабели этого типа зачастую имеют большую длину и могут проходить в самых неожиданных местах. Наибольший эстетический и практический эффект достигается, если озаботиться их прокладкой при ремонте помещения. Уложенные в металлический рукав кабели почти неуязвимы для электромагнитных наводок, а стенные аудиорозетки позволят временно убирать или перемещать колонки, не портя вид комнаты торчащими проводами.

 В любом случае при прокладке кабелей стоит соблюсти несколько рекомендаций.

 Избегайте протягивания кабеля в натяг и сворачивания его петлей.

 Соблюдайте одинаковую длину кабелей для симметричных компонентов акустической системы (т.е. для левой и правой фронтальных колонок и т.д.). Провода разной длины имеют разное сопротивление и оказывают разное влияние на звучание акустики.

 Во избежание лишних наводок не прокладывайте кабель близко к бытовой технике, в частности к холодильнику, микроволновой печи, телевизору.

 

Параметры кабеля

 Как и все, что можно продать задешево, задорого и очень задорого, аудиокабели имеют множество параметров, во многом определяющих их цену.

 Сечение. Наименее спорный параметр аудиокабеля — его сечение, измеряемое в квадратных миллиметрах. Именно он определяет его сопротивление, а значит, влияет на затухание сигнала. Чем больше этот параметр, тем лучше: для кабелей длиной меньше 8 м считается достаточным площадь сечения 1,3 кв. мм (16AWG по американской классификации).

 Материал. Токопроводящих материалов в природе множество. Тем не менее наилучшими характеристиками за разумные деньги обладает лишь банальная медь. Впрочем, не всегда банальная — все приличные аудиокабели изготавливаются из сверхчистой бескислородной меди, имеющей крайне малое сопротивление, а некоторые еще и покрывают серебром.

 Расположение проводов. Двухпроводные кабели, если перечислять их в порядке увеличения помехозащищенности, бывают параллельные, витые и коаксиальные. В большинстве случаев хватает параллельного кабеля и лишь при длине от 10 м стоит использовать витой.

 Расположение жил в проводе. Классический многожильный кабель имеет круглое сечение, что при большой его площади затрудняет прокладку. Поэтому существуют варианты плоские, сплющенные до 1,5–2 мм, и ленточные, представляющие собой шлейфы толщиной в одну жилу. Последний особенно удобен для прокладки под ковром.

 Направленность кабеля. Из всех параметров этот, пожалуй, наиболее спорный. Матерые аудиофилы с пеной у рта доказывают, что разница в звучании при «правильном» и «неправильном» подключении направленного кабеля очень заметна, но большинство ничего подобного на слух не определяют. Впрочем, такие кабели относятся к классу highend и в домашних кинотеатрах обычно не используются.

 Использующиеся разъемы. В аудиотехнике применяется несколько типов разъемов. Прежде всего для качества звучания имеет значение качество исполнения самого разъема и его монтажа на кабель. Если разъем позолочен и аккуратно припаян, проблем не будет. Проблемы могут появиться со временем в виде окисления непозолоченных поверхностей и, как следствие, повышения сопротивления соединения. Особенно этим страдают зажимы, рассчитанные на оголенный провод, ибо даже если сами зажимы позолочены, конец провода золотить в домашних условиях вы, скорее всего, не будете. Отметим, что обычные RCA и «бананы» достаточно защищены от окисления.

 

НЕЕВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ

 Даже вложив деньги в дорогую аппаратуру, можно потерпеть сокрушительное фиаско, обнаружив, что тщательно декодированный, аккуратно усиленный и выплеснутый из восьми высококлассных колонок звуковой поток представляет собой невнятную мешанину звуков, мечущуюся от сателлита к сателлиту. А все потому, что создать качественный звук недостаточно. Нужно еще бережно донести его до слушателя.

 

Конфигурация помещения

 Наиболее губительна для звука квадратная комната, помните это при выборе помещения для домашнего кинотеатра. В такой комнате звук склонен резонировать и образовывать стоячие волны, и как результат некоторые частоты слышны хуже, чем другие. Если вы не в состоянии превратить помещение в триумф модернизма с непараллельными стенами и скошенным потолком, есть вариант изменить его конфигурацию с помощью мягких драпировок и ватных подушек — это вполне может спасти от стоячих волн.

 

Материал отделки

 В любой комнате есть как звукопоглощающие поверхности, так и звукоотражающие. Если вторые превалируют над первыми, вы получите неразборчивый звук и замутненную сцену. Если первые над вторыми — комната звучит глухо и безжизненно. Но все в ваших руках — поможет правильная отделка помещения. Даже если вы не собираетесь делать внеочередной ремонт в комнате и обивать стены пробкой, драпировки, портьеры, ковры на стенах и полу позволят приглушить лишние отражения и привести звуковую картину в норму. Помните о мебели — долой шкафы со стеклянными дверцами, да здравствуют диваны и кресла с плюшевыми чехлами!

 

Расположение колонок

 Вполне очевидно, что размещать колонки домашнего кинотеатра следует в соответствии с назначением их каналов: фронтальные перед зрителем чуть с боков, тыловые сзади, центральный канал спереди. Но есть при этом немало нюансов, которые стоит учесть.

 Чем большее расстояние между колонками, тем шире получится звуковая сцена и большее количество слушателей получат правильную картину. Но и в крайность впадать не стоит, при слишком большом расстоянии в центре звукового поля появится «провал» в четкости восприятия.

 Чем ближе колонки к стенам, тем сильнее басы. Опять же избегайте крайностей — так легко получить стоячую волну и смешанную нечеткую звуковую картину.

 Чем дальше колонки от стен, тем больше глубина сцены.

 Оптимальная высота колонок такая, при которой твиттеры оказываются на уровне ушей сидящего человека. Это обеспечит более яркое звучание акустики.

 Сателлиты должны «смотреть» на слушателя. Твиттеры обычно имеют хорошо выраженную направленность звучания, правильный угол поворота колонок позволит сфокусировать высокие частоты в нужном месте, создав четкое звуковое пространство.

 

АКУСТИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ  

 Многим людям неинтересно тратить деньги и силы на обустройство качественного домашнего кинотеатра, им достаточно аудиосистемы, встроенной в телевизор. По крайней мере, они в этом искренне уверены. Но многие из них и не подозревают, что от тяжелой формы аудиофилии их отделяет совсем немного: иной раз достаточно побывать в гостях у знакомого ценителя хорошего звука, чтобы «заболеть» на всю жизнь ресиверами, усилителями, сабвуферами, сателлитами и прочими объектами страсти истинного аудио-фила.


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также