Hard

26.01.2011 Автор: Николай Левский Версия для печати

Домашний кинотеатр часть 2.

Продолжая серию публикаций о домашних театрах, начатую в прошлом номере, в этот раз мы расскажем о различных медиаплеерах. Ведь именно с них и начинается погружение в мир полноценных кинотеатров.


 Общий принцип простой: чем лучше сигнал на входе, тем лучше он будет и на выходе. Другими словами, чем качественнее наш источник, тем в лучшей форме сигнал доберется до конечных потребителей — телевизора или проектора и акустической системы. Конечно, проблемы минувших лет, связанные с передачей сигнала аналоговыми средствами, постепенно уходят на второй план. Современное видео уже давно стало цифровым, и, казалось бы, его сложно чем-то испортить. Однако практика говорит о совсем ином.

 

DVD И BLU-RAY

Условно источники современного домашнего кинотеатра можно разделить на два типа — работающие с HD-контентом и не работающие с ним. Последние — это привычные всем DVD-плееры, рассчитанные на работу с этим уже довольно устаревшим форматом. Удивительно, но многие люди до сих пор считают DVD основой для домашнего кинотеатра, отказываясь признавать факт устаревания технологии. Хотя достаточно лишь соотнести физические размеры изображения, измеряемые в пикселях, — формат DVD имеет размер 720 х 576 точек, в то время как все современные телевизоры и проекторы поддерживают 1920 х 1080. Другими словами, картинка DVD в пять раз меньше по площади. И разумеется, растягивание ее до полного разрешения ни к чему хорошему не приведет.

 Поэтому, говоря об источниках в системах домашнего кинотеатра, следует в первую очередь рассматривать только различные HD-плееры. Если вы поклонник идеи покупки фильмов на дисках, то ваш выбор — Blu-ray. Скоротечная битва форматов окончательно вознесла на пьедестал почета именно Blu-ray. Фильмы, записанные на таких носителях, имеют массу преимуществ как по отношению к DVD, так и к ныне покойному формату HD-DVD. Главная особенность — это поддержка полного разрешения изображения, то есть 1920 х 1080 точек в прогрессивной развертке. Плюс возможность указания различной скорости воспроизведения — поддерживаются как принятые в компьютерном мире 25 кадр./с, так и исконно «киношные» значения 24 (PAL) и 23,976 кадр./с (NTSC).

 

ЗВУКОВЫЕ ФОРМАТЫ

 Помимо увеличения физического размера изображения, Blu-ray предлагает еще и новые звуковые форматы. Теперь стандартом стал восьмиканальный звук 7.1, закодированный кодеками Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Отныне киноманам предлагается устанавливать в своей комнате не только четыре колонки по углам, одну по центру и один сабвуфер, а еще и два дополнительных динамика, размещенных слева и справа на уровне ушей слушателя. Иными словами, проектируя комнату для домашнего театра, теперь придется больше думать над тем, как правильно все расположить и разместить.

 Новые звуковые форматы довольно сильно различаются между собой. Первый и, пожалуй, основной для киноиндустрии формат Dolby TrueHD может содержать до 14 различных звуковых каналов. Однако на практике используется либо восьмиканальная схема, при которой каждый из каналов имеет 24-битную разрядность и частоту дискретизации 96 Гц, либо традиционная шестиканальная схема (5.1, 24 бит, 192 кГц). Битрейт при этом составляет 18 Мбит/с. Данные собираются в поток Dolby TrueHD с помощью специального математического алгоритма сжатия MLP — Meridian Lossless Packing. Название происходит от фирмы Meridian, одного из столпов мира high end-индустрии. Сегодня, пожалуй, только Meridian предлагает цифровые акустические системы класса high end, передающие звук столь же качественно, как и привычная аналоговая акустика. Это говорит и о том, что Meridian является лидером в отрасли обработки звука, и о том, что никому из прочих фирм еще не удалось добиться таких же результатов.

 В основном аудиодорожка Dolby TrueHD может передаваться с помощью интерфейса HDMI. В первых версиях HDMI предлагалось использовать линейный поток PCM, однако уже начиная с версии 1.3 (которая на сегодняшний день является массовой) предусмотрен отдельный транспорт TrueHD bitstream. Разумеется, все устройства, совместимые с Dolby TrueHD, понимают оба варианта. Раскодированный сигнал передается в обычной аналоговой форме посредством традиционных интерфейсов RCA, являющихся основными для любой аудиовидеотехники.

 Другой кодек, DTS-HD Master Audio, имеет несколько иные свойства. Его поток тоже может нести шесть, семь или восемь звуковых каналов, записанных с различным качеством. Например, при двухканальном использовании звук будет иметь разрядность 24 бит и частоту дискретизации 192 кГц. При многоканальном — 24 бит и 96 кГц соответственно. Однако максимальный битрейт существенно выше, он может достигать отметки 24,5 Мбит/с, и в случае с DTS-HD Master Audio битрейт всегда переменный. Основной особенностью этого формата является наличие собственного алгоритма упаковки данных, использующего фактически двойную звуковую дорожку.

 При кодировании данных в DTS-HD Master Audio кодер раскладывает реальную дорожку на две. Одна из них кодируется по традиционному алгоритму сжатия с потерями DTS. Вторая — это разностный сигнал, содержащий разницу между оригинальным сигналом и тем, что в итоге было закодировано. Таким образом, обеспечивается максимальная совместимость с декодерами — формат легко прочитает любое устройство, совместимое с DTS. В то же время вторая часть аудиодорожки используется теми декодерами, которые могут работать именно с DTS-HD Master Audio, то есть фактически со звуковыми дорожками без потерь.

 

HD-МЕДИАПЛЕЕРЫ

 Особняком стоят так называемые HD-медиа-плееры, которых стало довольно много на рынке. Они позволяют воспроизводить практически любой контент, будь то записанный в форматах высокой четкости или же в форматах прошлых лет. Образно такие устройства можно сравнить с обычными компьютерами, ибо в них есть все необходимые для компьютера элементы — процессор, оперативная память, своя файловая система и даже своя операционка на основе Linux. Как правило, такие решения построены на базе одного из процессоров фирм Realtek или Sigma Designs.

 Каждая из фирм предлагает свои решения для HD-видео и с каждым новым поколением чипов происходит увеличение числа поддерживаемых форматов и функций. Топовые чипы, разумеется, умеют работать с любым цифровым контентом. Основная проблема, существующая на рынке таких устройств, это быстродействие. Как правило, все медиаплееры построены на базе одного процессора, отвечающего как за работу всей системы, так и за декодирование аудио и видео. Соответственно, в какой-то момент приходится чем-то жертвовать.

 И подобной жертвой может быть, например, удобство работы встроенного интерфейса. Нарисовать красивое меню проблемы не составляет, а вот адекватно реагировать на действия пользователей может далеко не каждый плеер. Большинство из представленных на рынке откровенно «тормозят» и способны вызывать раздражение у пользователей. Причем у плееров на базе микросхем Sigma Designs такой эффект менее заметен, они работают при существенно большей тактовой частоте — 667 МГц Sigma Designs 8642 против 400 МГц у Realtek RTL1283DD+.

 Еще одной важной особенностью является и то, каким образом будет попадать фильм к источнику. Вариантов на самом деле всего два: либо фильм хранится на собственном носителе плеера, либо доступен по сети. В первом случае проблем с воспроизведением обычно не возникает. Но во втором возможны сложности. Дело в том, что чип Realtek RTL1283DD+ не поддерживает гигабитные сети. Нет такой же поддержки и у Sigma Designs 8642 — точнее есть, но официально не заявлена. В итоге максимальная пропускная способность сети ограничена отметкой 100 Мбит/с. Конечно, битрейт формата Blu-ray составляет 54 Мбит/с, и, в принципе, этого должно хватать. Однако не стоит забывать, что помимо этого плеера в сети есть еще и другие устройства (например, медлительные NAS-серверы), время от времени возникают различные коллизии и, кроме всего прочего, сам плеер «тормозит». В итоге реальная скорость скачивания контента по сети может быть ниже и находиться на уровне 30–35 Мбит/с.

 Но все же основной проблемой является не техническая сторона вопроса, а юридическая. Не нужно быть профессионалом высшей категории, чтобы понять, что большинство производителей электроники стараются соблюдать законы об авторском праве. Почти у всех крупных производителей есть Blu-ray-плееры. С ними все понятно и просто, хочешь посмотреть фильм — изволь купить диск.

 Но в случае с HD-медиаплеерами все гораздо печальнее. Ведь они могут показывать любой контент и не задают пользователям вопросов о том, откуда он взялся. Сегодня скачать любой фильм из Интернета не составляет особого труда. И любой HD-плеер его воспроизведет. Так вот, именитые производители до сих пор отказываются поставлять подобные решения на рынок, стараясь оградить себя от прямых ассоциаций с фирмами, поддерживающими интеллектуальное пиратство.

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

 Компания Sony стала первой крупной фирмой, предложившей медиаплеер, совместимый со всеми форматами, в том числе с так называемыми пиратскими. Новая модель SMP-N100 реально поддерживает формат MKV, что можно считать определенным шагом вперед. Однако даже от нее не стоит ждать правильной поддержки образов дисков Blu-ray. Взгляните на перечень поддерживаемых форматов и вам станет ясно, что это хорошая вещь, но не для истинного киномана.

 Настоящим лидером в этой области является компания Dune. Они предлагают очень интересные плееры, способные воспроизводить любой аудиовидеоконтент, оснащенные приводами Blu-ray и имеющие возможность установки жесткого SATA-диска. Плюс такие устройства еще и выглядят, как многие классические компоненты системы домашнего кинотеатра. Новая модель Dune HD Max поддерживает все существующие форматы и технологии, включая RealD (технология отображения 3D-фильмов). Плеер подключается к домашней гигабитной сети, совместим со всеми сетевыми стандартами (UPnP, SMB, NFS), а также умеет работать с любыми образами дисков (в т.ч. с Blu-ray). В эту модель впервые заложили возможность расширения, для чего предусмотрели два специальных слота (внутри корпуса), к которым впоследствии можно будет подключить дополнительные функциональные блоки. Единственный недостаток — это цена: далеко не каждый обычный пользователь захочет сразу потратить без малого 17 тыс. руб. на подобный плеер.

 Однако есть и альтернативный вариант, плеер можно собрать из компонентов. Достаточно купить один управляющий блок с той функциональностью, которая требуется в текущий момент, и со временем докупить остальные. Например, можно купить только ту часть, которая отвечает за воспроизведение файлов по сети и с USB-носителей, а через некоторое время добавить к ней Blu-ray-плеер и отсек для жестких дисков. Причем все части элементарно стыкуются между собой и образуют в конечном итоге большой плеер.

 

СЕТЕВОЙ АСПЕКТ

 Важно понимать, что простое приобретение плеера не избавит вас от всех забот. Допустим, у вас уже есть коллекция Blu-ray-фильмов и вы планируете пересматривать ее изо дня в день. Однако все же более вероятен другой исход — вы будете скачивать фильмы из Интернета и просматривать их на своей системе. Возникает сразу два вопроса: как лучше всего качать и где это все хранить. Поскольку образ Blu-ray-диска занимает 50 Гбайт пространства, стало быть, потребуются огромные емкости для работы с ними.

 Кто-то рассчитывает, что будет скачивать фильмы с помощью ноутбука и по Wi-Fi отправлять их на плеер — забудьте, это реальная утопия. Нужно отдельное устройство, которое умеет скачивать контент (разумеется, поддерживая сложную систему рейтингов торрент-треккеров), хранить и довольно быстро отдавать его плееру. Подобных устройств представлено на рынке великое множество, их стоимость различается в довольно больших пределах — так, например, базовую однодисковую модель можно купить за 5–6 тыс. руб., в то время как мощные шестидисковые решения обойдутся уже в 30–40 тыс.

 Серверы стоит подключать только по гигабитному интерфейсу. Никакого Wi-Fi. Никаких 100 Мбит/с. Вернее, подключить можно, но вот удовольствия от работы вы точно не получите. Поэтому нужно понимать, что, приобретая подобный сервер, вам придется немного модернизировать свою сеть — как минимум поменять маршрутизатор или коммутатор, как максимум — еще и проложить новый кабель шестой категории. Строго говоря, «гигабит» работает и на кабелях пятой категории, но все же у кабелей шестой категории существенно более высокая пропускная способность и для уверенной работы лучше использовать именно их.

 

NAS ИЗНУТРИ

 Если разобрать любой NAS-сервер, то сразу же станет ясно — перед нами обычный компьютер, просто он создан на весьма необычной платформе. Как правило, управляет всем не особенно мощный процессор (например, IT3107 в системах Netgear). Такие процессоры оптимизированы под свои узкоспециализированные задачи, имеют невысокую тактовую частоту (IT3107 — 280 МГц) и почти всегда поддерживают 64-разрядные инструкции. Работают NAS-серверы под управлением специальных операционных систем, построенных на базе Linux, и почти к каждой из них можно получить удаленный доступ через telnet-терминал.

 Важным преимуществом NAS-серверов является возможность создания высокоскоростных дисковых массивов. Например, серверы, рассчитанные на использование четырех или шести жестких дисков, позволяют использовать RAID 5, что довольно сильно сказывается как на производительности, так и на отказоустойчивости. Покупая же простое одно- или двухдисковое решение, вы будете лимитированы нулевым и первым уровнями RAID. Некоторые решения имеют два сетевых интерфейса и поддерживают технологию агрегации каналов, что приводит к существенному повышению производительности (2 Гбит/с, максимальная скорость передачи данных — 250 Мбайт/с).

 Сегодня производительность NAS-серверов ограничена тремя моментами. Во-первых, возможности сетевого интерфейса автоматически лимитируют максимальную скорость на отметке 125 Мбайт/с (теоретический предел для 1 Гбит/с подключения). Во-вторых, максимальная скорость самого жесткого диска: с одной стороны, топовые решения уже давно вышли на отметку 150 Мбайт/с (например, Western Digital Black Edition), с другой — для NAS-сервера немаловажен уровень шума, создаваемого дисками. Стало быть, жесткий диск нужно выбирать таким, чтобы его возможности были сравнимы с возможностью сетевого подключения, но при этом он не шумел и не потреблял слишком много энергии.

 И наконец, третьим важным моментом является производительность самого накопителя. Например, недорогая серия NAS-серверов NetGear ReadyNAS NV+ (сервер на 4 диска стоит 13 тыс. руб. без учета стоимости самих дисков) не может обеспечить скорость выше 25 Мбайт/с. Конечно, для HD-контента, в том числе и для Blu-ray-фильмов этого более чем достаточно. Но вот копировать данные с компьютеров на сервер и обратно становится невыносимо сложно. Особенно если общая емкость сервера составляет 8 Тбайт (4 х 2 Тбайт).

 Общая тенденция на рынке NAS-серверов — переход на новые платформы, основанные на двухъядерных процессорах Intel Atom. Мощность такого вычислительного блока довольно высока и существенно превышает показатели всех ранее использовавшихся процессоров. При этом энергопотребление находится на минимальном уровне, а раз так, то и не требуется высокопроизводительная система охлаждения, что благоприятно сказывается на уровне шума. Согласитесь, во время просмотра фильма вы меньше всего желаете наслаждаться шумом нескольких вентиляторов.

 Очень быстрыми NAS-серверами являются продукты, выпускаемые компанией Synology. Они в числе первых перешли на использование многоядерных высокоскоростных процессоров и применили ряд интересных решений, позволивших значительно повысить быстродействие. Зачастую средний уровень производительности таких серверов — 60–80 Мбайт/с. А некоторые решения можно подключать по сетевому интерфейсу напрямую к компьютеру, минуя маршрутизатор или коммутатор, добиваясь тем самым максимальной скорости работы — 100-120 Мбайт/с и выше.

 Кроме того, емкость многих продуктов Synology может быть увеличена за счет подключения дополнительного отсека с пятью жесткими дисками DX510 (стоимость модуля — 21 тыс. руб.). Подобная функция будет полезна как для кинотеатральных решений вроде DS710+ (стоимость сервера — 21 тыс. руб.), так и мощных серверов для рабочих групп DS1010+ (стоимость сервера — 40 тыс. руб.). В первом случае можно будет добиться максимального объема в 14 Тбайт, во втором — 20 Тбайт.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ  

Подводя итоги, хотелось бы снова акцентировать внимание на комплексной проблеме домашнего кинотеатра. Вы, конечно, можете приобрести первое попавшееся устройство и, вполне возможно, оно будет качественно работать. Но все же к выбору стоит подходить с трепетом, уделяя внимание разным аспектам, ведь вы будете регулярно пользоваться этой системой и она должна в полной мере отвечать вашим потребностям.

 Ответьте самому себе на вопрос — с чем вы готовы мириться, а с чем нет. Если вас вполне устроит нестабильная и медленная работа плеера, то можете покупать первый попавшийся, даже не осматривая его, выбирая исключительно по цене. Но все же нам кажется, что вы должны потратить толику своего времени и посмотреть на каждое из устройств в работе — попросите продавца в магазине продемонстрировать вам функции устройства, подключите его к телевизору, попробуйте поработать с ним так, как вы бы работали дома. Раздражает скорость, не нравится, неудобно — не покупайте, такое устройство будет вечно выводить вас из себя. И только так, отделив зерна от плевел, вы сможете найти подходящее решение.

 Покупка источника автоматически повлечет за собой покупку NAS-сервера и модернизацию домашней сети. Будьте к этому готовы и, опять же, старайтесь выбирать подходящие компоненты, основывая свой выбор на мнении авторитетных источников — например, на наших тестах. Помните, чем большими возможностями будут обладать компоненты, тем совершеннее и удобнее будет вся система. Порой даже такая мелочь, как неправильно выбранный кабель, способна перечеркнуть все прочие достоинства вашего домашнего театра. Во всем должен соблюдаться принцип баланса — выбирайте те компоненты, которые будут рассчитаны на работу друг с другом, и старайтесь делать небольшой «запас».

 Пусть сегодня вы еще не смотрите фильмы на Blu-ray, но где гарантия , что вам завтра не принесут какую-нибудь новинку именно на таком носителе?


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также