Hard

25.11.2010 Автор: Николай Левский Версия для печати

Домашний кинотеатр часть 1. Основные понятия и рекомендации

Влияние кинематографа на современность довольно сложно недооценивать. Любой из нас любит фильмы: одни — художественные, другие — документальные. Погружаясь в атмосферу происходящего на экране, порой забываешь о насущных проблемах, узнаешь что-то новое или же просто хорошо проводишь время. Было бы здорово перенести кинотеатр домой…


Пожалуй, как и в любой другой области, в сегменте домашних кинотеатров прослеживается четкая градация между хорошими и плохими, заметно разделение по классам, кроме того, довольно сильно меняются мнения пользователей по мере проникновения в сущность проблемы. По-настоящему разобраться во всем этом довольно сложно и удается порой только на личном опыте. Мы попробуем осветить всю возможную теоретическую составляющую и дать основные рекомендации, основываясь на которых, вы сможете выбрать или собрать кинотеатр для своего дома.

 По-хорошему, начинать строительство домашнего кинотеатра необходимо вместе с ремонтом в квартире. Изначально продумав расположение всех элементов, проложив нужные кабели и полностью подготовив помещение, вы сможете элегантно вписать всю технику в домашний интерьер. Понятно, что столь серьезно подходят к делу лишь единицы, у большинства же пользователей домашний кинотеатр превращается в обилие техники и всевозможных проводов, разбросанных повсюду. Мало того что это выглядит не эстетично, так еще и уборку производить в доме станет заметно сложнее.   

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 Мы начнем наш комплекс статей с полного погружения в историю вопроса и расскажем о том, как менялись концепции кинотеатров для дома. Первоначально термин «домашний кинотеатр» был введен в оби- ход в далекие 50-е гг. прошлого века. Показателем достатка американской семьи служил кинопроектор Kodak, способный воспроизводить фильмы, снятые на 8-мм пленке. Надо сказать, что такие кинотеатры были довольно просты в реализации, ведь для их работы требовался лишь проектор, фильм, да натянутое белое полотно, играющее роль экрана. Конкретные перемены наметились лишь в 80-х, когда началась активная разработка новых многоканальных стандартов звука и появились технологии LaserDisk. Все это привело к образованию новой парадигмы домашних кинотеатров, суть которой заключалась в переходе от аналогового кино к цифровому.

 В середине 90-х гг. большинство киноманов в Америке предпочитали устанавливать дома телевизоры обратной проекции, к которым подключались VHS-плееры, или же, если были на то средства, LaserDisk-проигрыватели. Но все же настоящей революцией в мире домашних кинотеатров стало появление в на- чале 2000-х удобного, емкого и довольно актуального по сей день стандарта DVD.         

 Успешная разработка ассоциации компаний DVD-Forum во главе с Sony и Philips стала настолько популярной, что сегодня уже сложно представить себе времена, когда люди жили без DVD. Новый носитель стал компактнее и позволял вмещать существенно

больше информации — полноценный двухчасовой фильм в отличном по тем временам качестве, сопровождаемый многоканальной звуковой дорожкой. Массовое внедрение DVD подтолкнуло прочие компании к разработке необычного множества устройств, призванных улучшить степень погружения в атмосферу происходящего.

 Сегодня, как вы уже знаете, идеология домашних кинотеатров мало чем отличается от того, что было 10 лет назад. Разве что на смену DVD пришел формат Blu-ray, улучшилось качество изображения, да увеличилось количество каналов звуковой дорожки. Принципиально же физический размер и внешний облик носителя не изменился — все тот же круглый диск диаметром 12 см.

 

ЧТО ТАКОЕ КИНОТЕАТР?

 Отвечая на избитый вопрос, хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что кинотеатр — целая система. Это не просто набор компонентов, а по-настоящему инженерный комплекс, и к выбору каждой детали здесь нужно подходить осмысленно, с пониманием всех возможных «подводных камней». Желательно также сразу прийти к осознанию одной важной мысли — все устройства должны отлично сочетаться друг с другом. Принцип баланса очень важен в любом деле, и здесь важно не переусердствовать.

Внедрение в систему компонентов, значительно превосходящих по своим параметрам прочие, не приведет к значительному улучшению качества, скорее вы будете разочарованы тем, что новая дорогая игрушка работает как-то не так.

 Условно кинотеатр состоит из трех основных элементов. Первый — источник. Эта часть очень важна, так как от нее зависит изначальное качество воспроизводимых фильмов и музыки, и именно ей следует уделить особое внимание. Принцип простой: если система воспроизводит низкокачественный контент, то как бы ни старались прочие компоненты, улучшить качество вряд ли удастся. Следующий элемент в системе — блок обработки. В него входят различные усилители, аудиовидеоресиверы и процессоры. Именно эта часть кинотеатра занимается обработкой входящего контента и дальнейшей передачей его средствам воспроизведения. Завершающей частью являются уже названные средства воспроизведе-ния — экран или телевизор — и аудиоподсистема. Все элементы соединены воедино системой разнообразных кабелей, от качества которых также зависит результат.

 

ИСТОЧНИК СИГНАЛА

 Мы предлагаем вам начать последовательное знакомство с кинотеатрами, и поэтому переходим к разговору об источниках. До недавнего времени основным источником служил обычный DVD-плеер. Их на рынке было представлено великое множество, и неподготовленному пользователю было довольно сложно определиться с выбором. Более того, было совершенно неясно — почему стоимость устройств, выполняющих одну и ту же функцию, может различаться в сотню раз. Ответ на самом деле очень прост — недорогие компоненты действительно могут работать с форматом DVD, вот только они не подготовлены для работы в составе домашнего кинотеатра. У них, для примера, могут отсутствовать принципиально необходимые терминалы (разъемы), позволяющие правильно внедрить их в состав системы домашнего кинотеатра. Но даже если плеер оснащен массой разъемов, это еще не гарантирует его способность качественно работать с аудиовидеоконтентом.

 Для понимания сути вопроса рассмотрим принципиальное устройство DVD-плеера. Вскрыв любую модель, вы обнаружите до боли знакомый механизм считывания информации с диска (примерно такой же, как установлен в вашем компьютере), да сравнительно небольшую плату управления. Казалось бы, что может быть проще — считал цифровой сигнал, передал его на соответствующий выход, и все. Но на деле, к сожалению, не все так элементарно. Буквально каждый элемент, входящий в состав DVD-плеера, значим с точки зрения качества. Для компьютерной техники не так важны те свойства, на которых следует заострять внимание.

 Во-первых, имеет большое значение механизм привода. Он должен работать очень тихо и невероятно плавно. Лишний шум, издаваемый домашней системой, испортит впечатление от просмотра. Поэтому в дорогих DVD-плеерах используются всевозможные ухищрения, позволяющие снизить уровень шума. Среди таких инноваций отметим медленные шаговые электродвигатели, осуществляющие плавное и практически беззвучное движение лотка, механизмы фиксации диска, использующиеся при чтении данных, а также минимально возможную скорость вращения диска. Хотя, повторимся, внешне такой привод мало чем отличается от обычного компьютерного.

 Но предположим, что привод прочитал данные. Внесет ли собственная система управления DVD-приводом в них изменения? Достанутся ли эти самые данные аудиовидеоресиверу в первозданном виде? Сколь бы странно ни звучали эти вопросы, в мире серьезной техники на них действительно принято находить ответы. Плеер, выдающий весь объем данных в неискаженном виде, считается хорошим. Критичным является все, начиная с системы питания, качества и длины внутренних соединений, типа используемых микросхем и заканчивая конструкцией разъемов. Разобрав недорогой плеер, вы, скорее всего, обнаружите там полный беспорядок из торчащих повсеместно проводов. И пускай наводки и искажения не оказывают такого уж прямого влияния на сигнал в цифровой форме, все же лучше, чтобы их не было. Это стандарт и от него отходить не стоит. Плеер должен выдавать качественный контент в любое время, не шуметь, стабильно работать, легко управляться и, главное, красиво выглядеть.

 Сегодня флагманом индустрии кино является формат Blu-ray, окончательно победивший в недавней битве другой формат, HD-DVD. В качественном отношении, безусловно, это шаг вперед. Гораздо более высокое разрешение изображения, поддержка многоканальных звуковых дорожек полного разрешения и масса всего прочего. Внешний же облик плеера не изменился — такое же устройство, воспроизводящее круглые 12-см диски. Впрочем, технических особенностей довольно много, и мы чуть позже поговорим об этом отдельно.

 

СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ

 Следующим устройством, обязательным для любого домашнего кинотеатра, является аудиовидеоресивер. Данное устройство — главное в системе, оно занимается обработкой всех поступающих данных. Сколько бы ни было источников в вашей системе, их все можно подключить к одному ресиверу. Это просто удобно, ведь для того чтобы посмотреть фильм или поиграть в видеоигру, не требуется каждый раз переставлять кабели. К тому же отметим, что современные HDMI-кабели нельзя переключать «на горячую» — контроллеры разъемов очень чувствительны к всплескам электрического тока, возникающим при внезапном отключении/подключении кабелей.

 Современные ресиверы поддерживают практически все возможные форматы аудио и видео — обилие разъемов на задней панели говорит о буквально полной совместимости. Впрочем, это скорее дань прошлым временам — в современном мире уже давно правит бал формат HDMI, использующийся повсеместно: в фотоаппаратах, ноутбуках и HD-медиаплеерах. Такой формат наиболее удобен, ведь он позволяет передавать аудиовидеоконтент одновременно, причем в самом наилучшем качестве. Ресивер также снабжен собственным аудио-усилителем, поэтому колонки можно подключать к нему напрямую.

 Ресивер может осуществлять вывод аудио-видеосигнала на разные устройства воспроизведения. Например, вы можете настроить свой домашний кинотеатр так, чтобы изображение с одного источника поступало на телевизор, а с другого — на проектор. Кроме этого, современные ресиверы могут осуществлять одновременную работу с разными источниками и средствами отображения. Такая технология называется Multiroom — название несложно перевести на русский язык, оно означает возможность работы сразу в нескольких помещениях. Вы можете настроить ресивер так, чтобы данные с одного источника поступали на проектор и акустическую систему, расположенные в гостиной, а с другого — на телевизор в спальне. Или же можно реализовать воспроизведение одинаковой музыки по всему дому, подключив все акустические системы к ресиверу и настроив его на проигрывание на всех колонках сразу.

 Важной функцией, возложенной на ресивер, является декодирование аудио. Современные форматы, такие как DVD и Blu-ray, предусматривают наличие многоканальных звуковых дорожек, записанных в форматах Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby TrueHD, DTS, DTS-ES, DTS-HD. Сравнительная характеристика форматов приведена в таблице. Данные, записанные в таких форматах, необходимо раскодировать, правильно распределить и передать акустической системе. Важно помнить, что новейшие форматы, такие как Dolby TrueHD и DTS-HD, подразумевают наличие восьмиканальной акустической системы, и чтобы добиться максимального эффекта присутствия, вам придется оборудовать свою квартиру согласно всем требованиям этих форматов.

 В случае если в составе вашей системы колонок меньше, чем звуковых дорожек к фильму, то ресивер произведет необходимый расчет и преобразует звук до нужного количества реальных аудиоканалов. Качество звучания во многом также зависит от предварительной настройки самого ресивера: вам потребуется указать примерные характеристики подключенных колонок и расстояние между ними. На самом деле, у большинства ресиверов довольно примитивная шкала ценностей. Для колонок, например, введены три градации: маленькие, средние и большие. Однако расстояние между колонками нужно указывать точно, чтобы ресивер точнее определял параметры помещения и управлял уровнями громкости и задержками для каждого из каналов.

 Ресивер, по сути, ключевое звено в составе домашнего кинотеатра, также может использоваться и для непосредственного управления всей техникой. Большинство серьезных компонентов оснащается триггерными портами — это особые интерфейсы, позволяющие передавать простейшие электрические сигналы. Соединив триггер- ными развязками всю имеющуюся в вашем распоряжении технику, вы сможете включать систему нажатием всего лишь одной клавиши на пульте ДУ, что, согласитесь, удобно. Причем речь идет не только о компонентах, стоящих на одной красивой стойке. Можно также включать проектор, опускать механизированный экран и даже закрывать шторы — все зависит от фантазии конструктора домашнего кинотеатра.

 

УСТРОЙСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ

 Как мы уже говорили выше, вывод изображения может осуществляться на телевизор или проектор, а звука — на подключенные к ресиверу колонки. Обилие интерфейсов позволяет работать практически с любой техникой, в том числе с той, которая в настоящий момент имеется в распоряжении. Конечно, нет смысла подключать старый телевизор к системе, но вы должны понимать, что это возможно. Выгоднее всего использовать современную технику, оснащенную HDMI-интерфейсами. В таком случае вы можете рассчитывать на передачу полного сигнала — иными словами, на трансляцию видео в режиме высокой четкости.

 Кстати, если в вашей системе установлен Full HD-телевизор и соответствующие компоненты, но по каким-то причинам исполь- зуется сигнал низкого качества (например, просмотр DVD на системе с Blu-ray-плеером), то картинка может быть улучшена различными средствами. Большинство плееров поддерживают апскейлинг (программную интерполяцию). Кроме этого, ресиверы тоже могут увеличивать разрешение сигнала. И наконец, сам телевизор может вносить правки и улучшать картинку. Лучше всего подобная обработка осуществляется процессорами Faroudja DCDi, использующими высокоточные математические алгоритмы, разработанные компанией Meridian. Разумеется, любой ресивер поддерживает и обратное преобразование — сигнал Full HD можно довольно легко превратить в любой другой, только смысла в этом немного.

 

ПОДВОДЯ ИТОГИ 

 Данная статья носит ознакомительный характер. Дело в том, что тема домашнего кинотеатра довольно объемна, и рассказать обо всем в двух словах не получится. В следующий раз вы найдете продолжение этой темы, посвященное выбору конкретных моделей, технологиям, применяемым для каждого из компонентов домашнего кинотеатра, и мн. др.

 Следите за продолжением нашего сериала!


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также