Soft

07.08.2012 Автор: Александр Евдокимов Версия для печати

Программы для создания аркад и квестов

Играть в компьютерные игры любят все, ну или почти все. Вопрос только в предпочтениях — одни любят крутые экшены, другие — стратегии реального времени или, допустим, квесты. Но даже если вы пока еще не нашли «свою» игру, выход все равно есть: попробовать создать ее самому. Благо специальные программы позволяют подготовить аркаду или приключение даже новичкам.


Игровые редакторы такого типа можно назвать конструкторами или даже конвейерами. Ведь во многих из них нужно лишь поэтапно собрать из заранее заготовленных графических и звуковых компонентов вполне работоспособную игрушку. Представляете, как это здорово? Без особых усилий, буквально за пару-тройку вечеров (а то и еще быстрее) вы подготовите головоломку, которой сможете похвастаться перед друзьями или любимой девушкой. И надо сказать, вполне справедливо. Да, сам процесс конструирования, действительно, не займет слишком много времени и сил. Но ведь нужно будет еще придумать какой-никакой сценарий, а также нарисовать все, что будет в вашем творении двигаться или, наоборот, находиться в статичном состоянии.

Приложения, представленные в настоящем обзоре, позволяют генерировать квес-ты, а также аркады всевозможных модификаций. Игровые конструкторы мы сравним с точки зрения удобства использования, богатства средств для моделирования сцен. Сопоставлять же их по цене нет смысла, поскольку все отобранные нами программы бесплатны, во всяком случае, для некоммерческого использования. Их возможностей, даже если речь идет о сокращенных Freeware-вариантах платных полнофункциональных продуктов, вполне достаточно, чтобы создать любительскую игрушку весьма неплохого уровня.

 

Adventure Game Studio 3.2.1

Разработчики: Neil Hodson (1998-2003), Chris Jones and other Scintilla (2006-2011)

Веб-сайт: www.adventuregamestudio.co.uk

Размер дистрибутива: 5,32 Мбайт

Условия распространения: Freeware

Именно такую игрушку можно подготовить. например, с помощью редактора Adventure Game Studio. Как следует из названия этого конструктора, занимается он сборкой приключенческих игр. Те, кто любит мультипликационные квесты, которые сейчас выпускаются все реже, смогут благодаря данной программе сами сделать что-нибудь в этом стиле.

Каких-то особых навыков процесс игростроительства в Adventure Game Studio от вас не потребует. По сути, в ней нужно лишь постепенно, шаг за шагом задавать те или иные параметры, компоненты, образы и сцены будущего квеста. Причем в стартовом окне для упрощения задачи можно воспользоваться приложенной в качестве шаблона условной игрушкой (Default Game). Дальше можно будет от нее отталкиваться в собственных творческих поисках. Доступен, конечно, и базовый вариант Empty Game.

Так или иначе, на первой закладке General Settings нужно указать основные характеристики создаваемого игрового шедевра. В частности, в соответствующих полях можно задать глубину цвета (Colour Depth) — от 8 до 32 бит, а также разрешение экрана — от 320 х 200 до 1024 х 768. В поле Default graphics driver разрешается задействовать режим аппаратного ускорения, выбрав вариант Direct 3D hardware acceleration. Вы вправе указать также параметры для текстовых подписей, которые будут использоваться в игре, активизировав, к примеру, сглаживание шрифтов (Anti-alias TTF fonts).

Доступны в General Settings и собственно игровые настройки. Если хотите, задайте собственные варианты функционирования имеющегося во всех приключенческих играх инвентаря (Inventory), а также сохранения пройденного. Есть смысл активизировать отключенную по умолчанию функцию создания скриншотов для положений, которые вы решили зафиксировать.

Ну а сами компоненты игры необходимо добавлять на специальных закладках. В частности, интегрировать подходящий шрифт можно на странице Fonts. Выберитев подменю один из трех его вариантов и щелчком по кнопке Import over this font — стандартное диалоговое окно к файлу формата TTF. Разумеется, вы должны обладать правами на использование данной гарнитуры. Впрочем, как и вообще любых графических изображений. Укажите их в разделах со спрайтами и в качестве фона при создании сцены, с которой следует начинать сборку игры. Редактор Adventure Game Studio поддерживает иллюстрации четырех форматов BMP, JPG, GIF и PNG.

Когда игрушка будет полностью готова, нажмите кнопку Run для ее просмотра. Если результат вас устроит, скомпилируйте запускающийся EXE-файл. Данная опция доступна в меню Build.

 

Visionare Studio 3.6 Freeware Edition

Разработчик: Visionare Team

Веб-сайт: www.visionaire2d.net

Размер дистрибутива: 71,9 Мбайт

Условия распространения: Freeware / Shareware (35 евро)

Еще одна программа для конструирования игр называется Visionare Studio. У нее имеется как коммерческий, так и бесплатный вариант. Последний не позволяет экспортировать игры — их можно запускать только в самой программе, во встроенном проигрывателе Visionare Player. В остальном данная модификация редактора Visionare Editor вполне работоспособна. Как и в Adventure Game Studio, для подготовки рисованного квеста здесь нужно пройтись по закладкам (которые открываются щелчком по кнопкам в левой части экрана) и задать нужные параметры. В этом приложении также нужно начинать конструирование игры с выбора общих для нее значений на странице Game. В ее подразделах надо задать разрешение для квеста (Game Properties), а также функции мыши (Mouse Properties) и кнопок на клавиатуре (Key Actions).

Быстро разобравшись с этой задачей, переходите непосредственно к самой работе над игровым проектом. На первом ее этапе можно задать изображение для загрузки формата PNG, JPG, GIF и PCX, а также, при желании, «тулбар» для ее демонстрации и фоновую музыку. Она должна быть записана в файле с расширением WAV, MP3 или OGG

Графическую и звуковую информацию этих же форматов вы сможете добавить и в сцены игры. Они собираются на следующем этапе подготовки игры (Scenes and Menus). После этого можно заняться героями своего увлекательного приключения (Characters). Добавьте новый, а затем в Outfits пройдитесь по цепочке для той или иной анимации, где буквально по кадрам пропишите анимации для персонажей, кликнув по значку с плюсом. Использовать для них можно картинки тех же форматов, что и для сцен. Графические файлы с расширениями понадобятся и приподготовке инвентаря на закладке Items. Там путь к соответствующему изображению можно указать на закладке Image. Что касается курсоров, то анимации для них готовятся точно так же, как для персонажей, — покадрово.

Начинающим геймеростроителям, как и в случае с Adventure Game Studio, целесообразно потренироваться на примере демонстрационной игры. Она скачивается вместе с дистрибутивом Visionare Studio Free Edition с сайта разработчика. При старте программы выберите вариант Load recently opened game — путь к файлу с игрой-образцом Demogame.ved будет автоматически там обозначен.

 

Adventure Maker 4.6.1 Free Edition

Разработчик: The Adventure Maker Team

Веб-сайт: www.adventuremaker.com

Размер дистрибутива: 16,9 Мбайт

Условия распространения: Freeware / Shareware (for commercial use 139 евро)

В редакторе Adventure Maker не предусмотрено использование демонстрационной игры, зато включено множество графических файлов, позволяющих всем желающим отточить свое мастерство в игростроительстве. Они находятся в поддиректории Tutorial graphics. Тем, кто только начинает приобщаться к весьма любопытному, но кропотливому процессу создания компьютерных приключений, стоит попробовать свои силы именно в этой программе. Все шаги в ней сопровождаются подробными комментариями, можно также воспользоваться готовыми уроками в окне Getting Started. Они позволяют экспериментировать в имеющихся в этом приложении образцах. Многие из них образуют логические пары, демонстрирующие, скажем, дом в некотором удалении и вблизи. Задача, соответственно, соединить их друг с другом.

Но вначале необходимо открыть новый проект командой New Project в стартовом окне. При этом следует задать название для него, а также выбрать платформу, для которой вы хотели бы сгенерировать игру. Помимо Windows, Adventure Maker позволяет подготовить квесты для PSP и iPhone с разной ориентацией экрана. Правда, разработчики особо оговаривают, что многие функции, в частности использование звука и видео, доступны только для игр, собираемых в расчете на запуск в майкрософтовской ОС.

После этого в вашем распоряжении будет поле для добавления кадров-сцен Frame Management, в котором как раз и нужно открыть заранее заготовленные изображения. Предположим, у вас есть два цифровых снимка — с целым яблоком и надкусанным. Добавьте в проект оба, нажав кнопку Create New Frames. Теперь на первом снимке, где плод еще цел и невредим, мышкой выделите активную область — хот-спот, при нажатии на которую произойдет переход к другому кадру. Кстати, как только вы отпустите кнопку манипулятора, появится диалоговое окно Hotspot Properties, где как раз и требуется организовать связь с другим изображением. Сделать это совсем несложно — достаточно активизировать параметр Go to another frame на закладке General и указать на соответствующую иллюстрацию. Ту, в свою очередь, можно связать с первой и/или еще одной и, таким образом, создать целостную игровую сцену.

При необходимости в указанном диалоговом окне задайте изменение вида курсора, а также проигрывание аудиофайла. Последняя опция реализована на странице Audio. Внедрить в игровую сцену можно композицию в самых разных форматах, в том числе MP3, WAV, OGG, WMA и MIDI. Широк спектр разновидностей и графических данных, знакомых Adventure Maker. Для базового изображения сцены и отдельных образов в ней используются иллюстрации в формате BMP, JPG, GIF, WMF, а также курсоры CURи значки ICO. Последние два типа изображений подходят и для объектов инвентаря. Их вы сможете интегрировать в игровой эпизод на закладке Item упомянутого выше окна Hotspot Properties.

Программа Adventure Maker позволяет проверить во встроенном вьюере функционирование только что организованного взаимодействия между кадрами. Активизируйте двойным щелчком нужное изображение и кликните по кнопке Test Frame на панели Frame Editor. После создания всех нужных цепочек можно проверить их работоспособность в целом. Но для этого необходимо сначала подсказать программе стартовый кадр в окне Project Properties, которое вызывается щелчком по одноименной кнопке на панели Project Menu.

В этом же окне можно с помощью команды Create HTML экспортировать созданную своими руками игрушку в данном формате. Она будет запускаться при открытии файла Index.html в браузере, принятом в вашей системе по умолчанию. А вот создать запускаемый EXE-файл в некоммерческом релизе Adventure Maker, как и в Visionare Studio Freeware Edition, нельзя. Данная функция, равно как и использования плагинов и расширенных настроек в параметрах активных областей, в бесплатной версии заблокирована. Скомпилировать игру можно лишь в родном для редактора формате AM1, воспользовавшись командой Create package for distribution (no VBS/plugins).

 

Game Maker 8.1.141 Lite

Разработчики: Mark Overmars, YoYoGames Ltd.

Веб-сайт: www.yoyogames.com

Размер дистрибутива: 8,18 Мбайт

Условия распространения: Freeware / Shareware (Pro Edition 39,99 долл.)

В программе Game Maker Lite таких проблем у вас не будет. Хотя она тоже является урезанной бесплатной версией коммерческого редактора игрушек, функция создания EXE-фай-лов для сгенерированных в ней квестов не отключена. Чтобы экспортировать свой игровой шедевр, достаточно кликнуть Create Executable в меню File. Мало того, можно будет еще и разместить его для ознакомления игровой общественности на сайте YoYoGames (www.yoyogames.com). В этом случае следует воспользоваться командой Publish your Game. Естественно, вы должны быть зарегистрированы на вышеуказанном ресурсе.

Как и в большинстве других игровых конструкторов, в Game Maker Lite нужно последовательно заполнять вакансии для различных игровых компонентов, в том числе образов (Sprites), звуков (Sounds), шрифтов (Fonts) и фоновых рисунков (Backgrounds). Для них подойдут изображения огромного количества форматов — JPEG, TIFF, PNG, PCD и мн. др. С этими же расширениями файлы подойдут и для спрайтов. В качестве звукового оформления используйте аудиоданные в WAV, MP3 или MIDI.

Но начинать надо с генерации сцен. Чтобы добавить новый эпизод, нужно кликнуть правой кнопкой мыши по слову Rooms на панели в левой части окна и выбрать в выпадающем меню пункт Create Room. Построение сцены осуществляется в появляющемся окне Room Properties. Там, в частности на закладке background, вы как раз сможете задействовать ранее добавленный фоновый рисунок. Кликните по маленькому значку у строчки, где по умолчанию стоит словосочетание no background и выберите в списке нужный вариант.

«Оживить» же спрайты вы сможете в разделе Objects. Создав некий объект щелчком по кнопке Create an object, задайте для того или иного образа возможные действия. В диалоговом окне вам нужно будет сначала выбрать его в поле Sprite, а затем задать некое событие (Add Event), например создание, удаление чего-либо, а также команды играющего — нажатие кнопки мыши или клавиши на клавиатуре. После чего требуется соотнести это с той или иной операцией — перемещением, прыжком или заменой на другой спрайт. Вариантов на семи закладках предлагается множество. Когда определитесь с тем, который лучше всего сюда подходит, перетащите значок с соответствующим ему действием в поле Actions.

Работать с редактором Game Maker Lite можно в упрощенном и расширенном (Advanced Mode) режимах. Во втором доступно большее количество закладок. Помимо имеющихся в базовом, там добавлены страницы, рассчитанные на опытных игростроителей, к примеру с указанием действия по времени (Time Lines) и использованием скриптов (Scripts).

Еще большими функциональными возможностями обладает коммерческая Pro Edition-версия редактора Game Maker Lite. По словам разработчиков, она позволяет в числе прочего добавлять в проекты видеоролики и создавать многопользовательский режим для игр.

 

От идеи до игры

Как видите, непосильных задач конструкторы игрушек перед вами не ставят. Сделать в любой из них небольшой квест, а в Game Maker Lite и The Sims Carnival Game Creator — еще и несложную аркаду вполне реально. Но, конечно, процесс этот весьма трудоемкий. Необходимо учесть огромное количество взаимосвязей, диктуемых сюжетом, а точнее, вашей собственной фантазией.

Разумеется, все нужно продумать заранее: какие будут компоненты и образы в игре, как они будут взаимодействовать. На первых порах желательно задействовать их как можно меньше, чтобы максимально упростить себе задачу. Помните, все гениальное — просто.

Перед тем как приступить к работе, стоит посмотреть, что другие разработчики сумели сгенерировать при содействии игровых конструкторов. На сайте многих из них, в частности Adventure Maker и Adventure Game Studio, размещено немало примеров того, что можно сделать, воспользовавшись той или иной программой. Не исключено, что после знакомства с ними у вас возникнет какая-то своя оригинальная идея. После чего останется только запустить игровой конвейер и воплотить ее в реальность.

 

Пакуем игру в инсталлятор

Для созданной своими собственными руками игры хорошо бы приготовить подобающую упаковку — инсталлятор, который придал бы ей еще больше веса в глазах потенциальных геймеров. Пусть даже они будут только из числа самых близких ваших родственников и друзей, все равно программа установки не помешает.

Очень легко и непринужденно подготовить инсталлятор можно во Freeware-программе Clickteam Install Creator (www.clickteam.com) компании Clickteam. Собственно, для его создания нужно только отвечать на несложные вопросы, которые задает мастер, автоматически запускаемый по умолчанию в этом приложении.

На первом этапе он попросит вас подсказать директорию, в которой находятся файлы вашей игрушки. Затем предложит дать название продукту. На следующем шаге необходимо выбрать внешний вид инсталлятора — поместится он в одном окне или займет весь Рабочий стол. Во втором случае следует определиться с цветом фона, по умолчанию представляющем собой градиентную заливку синего и черного. Если хотите, можете добавить на последующем этапе еще и лого будущего игрового шедевра. Учтите, что при создании его в том или ином графическом редакторе сохранить иллюстрацию нужно в BMP-формате. Изображения с этим расширением пригодятся вам и для украшения самого окна инсталлятора. Кроме того, можно на других этапах ввести информацию, которая появится в нем. Задайте при необходимости файлы для автоматического запуска после установки, а также возможность создания в процессе ее деинсталлятора.

Пройдя все этапы, вы сможете сохранить полученный результат в виде EXE-файла. Если хотите ограничить доступ к нему, воспользуйтесь бесплатной для некоммерческого использования программой Game Protector (www.gamepro-tector.com), созданной компанией GameProtector.com. Для организации защиты достаточно подсказать этой утилите путь к соответствующему экзешнику и ввести пароль.


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также