Soft

29.09.2010 Автор: Роман Поликарпов Версия для печати

Учимся дистанционно

Несколько десятилетий назад очень модной была игра в шахматы по переписке. Сегодня, в наш век сетевых многопользовательских игр через Интернет, эта забава кажется уже страшным архаизмом. А вот дистанционное общение с тех пор, напротив, стало применяться гораздо глубже и серьезнее, например в сфере образования..


 Впервые идея обучения удаленно возникла задолго до ХХ в. Взять хотя бы эпоху расцвета научных журналов в ХVIII-XIX вв., тогда это был практически единственный канал передачи знаний в условиях недостаточной мобильности населения. Но все научные издания и книги были не более чем средством обмена опытом, достигнутыми результатами и новыми теориями. Полноценная же идея дистанционного обучения (ДО) родилась лишь в первой половине ХХ в.

 В 1949 г. Университет Южной Африки в ЮАР впервые стал предлагать студентам курсы ДО. В России данные технологии получили импульс к развитию в 1988 г., с советско-американского проекта «Школьная электронная почта». Примерно с того же времени ДО начинает широко распространяться и в других странах. Бурный его рост связан с появлением новых телекоммуникационных технологий, прежде всего Интернета.

 Оптимальным направлением внедрения дистанционных технологий является дополнительное образование, то есть курсы повышения квалификации, переподготовки, второе высшее образование, корпоративные тренинги и мн. др.

 

Как это устроено

 Чаще всего под обучением на расстоянии подразумевается работа с системой ДО. Конечно, рассылка книг, медианосителей, работа по электронной почте — тоже не плохие способы коммуникации. Но все же серьезные учебные заведения отдали предпочтение специально разработанным программным продуктам, в которых все настроено для организации процесса обучения без излишних сложностей и в кратчайшие сроки.

 Такие системы называют оболочками. Внутри них обычно находится все, что необходимо для обучения. Прежде всего это система управления пользователями. Логин и па- роль — как минимум Иногда еще и анкета, возможность добавить личные данные, фотографию. По сути, это и есть «студенческий билет» учащегося, без него обучение не получится.

 Второй важный компонент любой оболочки — это система лекций. Авторы, каждый в меру своих сил и способностей, стараются подавать материал в структурированном виде, с иллюстрациями, с применением мультимедийного контента, чаще всего в форме видеофрагментов или интерактивных анимаций на Flash.

 Третий кит образования — система оценки знаний. Здесь тоже большой простор для фантазии, так как форм проме жуточного и итогового контроля очень много: от банальных тестов до самых разных творческих заданий. Задача хороше го дизайнера — придумать объективную форму контроля. Задача хорошей оболочки — дать средство для реализации идеи.

 

Производители LMS

 Упомянутые оболочки принято называть Learning management system (LMS) или, в русской адаптации, системой дистанционного обучения (СДО). Производителей таких продуктов на рынке немало, расскажем о некоторых.

 Компания Competentum (http:// competentum. ru) ведет свою историю с 1993 г. и ныне является одним из крупнейших поставщиков систем для e-Learning (так называют дистанционное обучение посредством Интернета). Для учебных заведений она предлагает оболочку «Competentum.МАГИСТР 2008» и ShareKnowled-ge для бизнеса. Продукт вполне отвечает современным требованиям, совершенствуется по мере надобности и имеет опыт успешного внедрения в десятках вузов России и многих крупнейших компаниях России.

 Не менее известна система «Прометей» (www.prometeus.ru) от ООО «Виртуальные технологии в образовании». В списке их клиентов более полусотни вузов из России и ближнего зарубежья, а также десятки крупных корпоративных клиентов. Оболочка представляет собой функциональную и надежную программу, которая не раз удостаивалась международных наград и может на равных соревноваться с зарубежными аналогами.

 Интерфейс СДО «Прометей» переведен на украинский, казахский, азербайджанский, английский и французский языки. Современные версии оболочки поддерживают импорт курсов в стандартах IMS и SCORM 2004. Интересным конкурентным преимуществом данного продукта являются условия поставки. Заказчик покупает лицензию, стоимость которой не зависит от количества процессоров в сервере, от числа обучающихся или от того, работает ли система еще и в интранет-сети. Разра- ботчики уверяют, что система создана с учетом реалий отечественного образовательного процесса и отвечает всем требованиям, так что на ее основе можно организовать не только дистанционное обучение, но и обычное — для тестирования слушателей и управления учебным процессом, например, в компьютерном классе с локальной сетью.

 Нельзя не упомянуть и еще об одной системе ДО, потому что она имеет принципиальное отличие от других — она бесплатна. СДО Moodle (www.moodle.org) создана открытым сообществом программистов и свободно распространяется по лицензии GPL. Движок имеет модульную архитектуру, переведен на русский язык и отвечает всем базовым требованиям к подобной системе. В том числе поддерживает работу с курсами в формате SCORM — общепринятом для распространения учебных курсов.

 

Moodle имеет некоторые недостатки, прежде всего отсутствие оперативной и ответственной техподдержки в случае проблем, да и просто при базовой установке (а с этим бывают трудности). Немного беднее функционально, менее красива, но более требовательна к ресурсам, чем коммерческие аналоги... Как видим, не все идеально, но ее бесплатность становится сильным козырем, особенно при сравнении с весьма высокими ценами на другие продукты.

 

Куда пойти учиться

 Теперь осталось сделать выбор среди учебных заведений, которые предлагают дистанционное обучение. Первым делом надо определиться с тем, что именно мы хотим получить. Некоторые вузы предлагают получение даже высшего образования онлайн! То есть можно получить полноценный диплом, обучаясь преимущественно дома.

 Одним из таких учебных заведений является Евразийский открытый институт (www.eoi.ru). Он предлагает полный спектр образовательных услуг, в том числе высшее образование онлайн по пяти специальностям экономического направления. Срок обучения от 3,5 лет. Оплата производится частями, за каждую дисциплину.

 Для тех, кому надо просто приобрести новый навык или повысить квалификацию, есть на выбор около сотни профильных курсов, по окончании которых выдается сертификат консорциума «Электронный университет» установленного образца. Для корпоративных клиентов предлагаются и вовсе индивидуальные условия на любой вкус и кошелек.   

 Обучение происходит в оболочке «Прометей». Чтобы успешно осваивать учебную программу, слушателю курса понадобится компьютер среднего уровня (от процессора Celeron 600 МГц) и подключение к Интернету «пошу-стрее», в качестве рекомендуемых указываются 2 Мбит/с.

 Можно отметить высокое качество сопутствующего материала на сайте. Так, доступны развернутые описания учебного процесса, анкета, позволяющая решить, подойдет ли конкретно вам этот тип обучения, ну и конечно, вся необходимая информация о работе и жизни института.

 Еще один известный образовательный центр носит имя «Эйдос» (http:// eidos.ru). Руководит им доктор педагогических наук А.В. Хуторской — один из пионеров внедрения дистанционного образования в России. Центр ориентирован преимущественно на организацию дополнительного обучения, всевозможных курсов повышения квалификации, получения новых навыков, в том числе для школьников.

 Невозможно обойти вниманием еще один известнейший центр ДО — «Специалист» при МГТУ им. Баумана (www. specialist.ru). Этот ресурс, наверное, самый крупный и авторитетный в России в области сертификации специалистов по самым разным направлениям. Предлагается много курсов любого уровня по приложениям Microsoft, Adobe, 1С, Autodesk и других компаний с громким именем. Имеются программы не только обучения, но и сертификации с выдачей свидетельства. Перед заказом курса можно ознакомиться с устройством их СДО, своими глазами увидеть учебные материалы. Для этого предусмотрен демовход и доступ к нескольким бесплатным курсам.

 Лента новостей пестрит сообщениями о выгодных предложениях и скидках, а сам образовательный процесс предлагается в нескольких форматах с разной степенью участия преподавателя и, соответственно, стоимостью. Такой подход призван повысить доступность знаний любой группе населения, тем более в условиях экономического кризиса.

 Нельзя забывать и об обучении и сертификации в учебных центрах крупных корпораций. Например, силами Microsoft создан целый учебный портал (www.microsoft.com/Rus/Learning/default. mspx), на котором собрана воедино информация обо всех учебных программах рэдмондской компании. Интерес представляет и их собственная оболочка для дистанционного обучения в рамках проекта MODL (www.microsoft. com/learning/modl/default. mspx). Рекламные материалы сулят все блага современных образовательных систем для освоения специальностей по курсам сертификации Microsoft. Центр «Специалист», по информации их сайта, является сертифицированым центром обучения Microsoft и предлагает работу по программе MODL.

 

ДО широкого профиля

 Говоря о ДО, нельзя не упомянуть еще один известный учебный веб-ресурс teachpro.ru компании ООО «Мультимедиа Технологии». Там предлагаются дистанционные курсы по самому широкому спектру дисциплин — от язы- ковых до нанотехноло-гий. И на разных уровнях — от разработки учебников до заказов Минобрнауки РФ.

 Курсы распространяются либо в виде SCORM-архивов для использования в оболочных системах (услуга предназначена прежде всего для корпоративных пользователей), либо как готовые продукты на CD или в формате «Книга + CD». Такой вариант наверняка не вызовет проблем даже у тех, кто неуверенно владеет компьютером.

 Кроме того, на сайте в открытом доступе представлено некоторое количество весьма интересных видеокурсов по самым различным направлениям. Большинство из них несколько устарели и не составляют конкуренции продаваемым новейшим продуктам, но для изучения основ программных продуктов вполне подойдут.

 Портал www.infotechno.ru предлагает сводную информацию сразу по трем учебным заведениям. В списке доступных около сорока курсов для десятка популярных направлений, в том числе по земельным отношениям, ипотеке, СМИ, информационным технологиям и рекламе. По окончании выдается документ государственного образца о повышении квалификации.

 Обучение происходит в собственной оболочке «Инфотехно», на сайте есть деморежим для ознакомления с ней. Корпоративным клиентам предлагается внедрение этой системы для собственных нужд.

 

Будущее за ДО?

 Нет нужды говорить, что в статье мы рассказали лишь о некоторых ведущих компаниях, работающих в области ДО. Согласно «Концепции развития образования до 2010 г.», базового руководящего документа по педагогике в России, дистанционное обучение признано приоритетным проектом в области образования и ему должно быть уделено первоочередное внимание и государственная поддержка.

 Образование на расстоянии предлагает уникальные возможности для широких слоев населения по доступу к образовательным ресурсам самого высокого качества. И при этом такой способ имеет экономические выгоды для всех участников процесса, ведь сберегается время, деньги на обслуживание учебного процесса и прочие сопутствующие затраты и, как следствие, снижается цена. Все это обуславливает сильный рост рынка из года в год, причем пик развития еще впереди.

 

 ДО высшей школы

 В секторе ДО сейчас довольно широкий выбор. Так, например, Тюменский государственный университет (www.distance.ru) приглашает слушателей на 12 специальностей гуманитарного и экономического направления. Чтобы начать обучение, придется пройти вступительные испытания (тест) или предоставить сертификат ЕГЭ текущего года.

 

 По окончании учебы (4 года) студент должен сдать государственный экзамен и квалификационную работу, после чего ему выдадут диплом установленного образца. По сути это напоминает классическое заочное обучение, с тем лишь в отличием, что существуют видеолекции преподавателей и минимизируется необходимость приезжать в учебное заведение — все материалы и документы доставляются почтой.

 Похожим образом работает заочная школа МИФИ (www. mifi.ru). Удаленно можно пройти курсы повышения квалификации и получить среднее профессиональное образование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Менеджмент». Список включает профессии дизайнеров и программистов. Обучение происходит с помощью кейсовой технологии, все материалы высылаются по почте. Однако для сдачи квалификационного экзамена придется приехать в Москву лично. Впрочем, это всеобщее требование — таков закон.


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также