Soft

14.05.2012 Автор: Юрий Ревич Версия для печати

Мифы и реальность «облаков»

С «облачными» технологиями в околокомпьютерной среде связано не меньшее количество мифов, маркетинговых выдумок и рекламных преувеличений, чем с со ставшими притчей во языцех нанотехнологиями в обычной науке и технике. Подобно тому, как современный крем для лица непременно содержит наночастицы, каждый хостинг сайтов скоро будет только «облачным», а все корпорации в ближайшие годы обязательно переведут свои сервисы в «облако».


Показательна эволюция компании Oracle, глава которой Ларри Эллисон прославился скептическими замечаниями по поводу «облачных» вычислений. «Это предел бессмыслицы. Я читаю все эти статьи и совершенно не могу понять, о чем там пишется. Может, я идиот?» — язвил близкий друг Стива Джобса в 2008 г. Однако против рынка не попрешь — уже к концу 2010 г. компания Ларри Эллисо-на представила достаточно обширный и целостный спектр «облачных» предложений.

Но, как и в случае нанотехнологий, интуитивно понятно, что «облачные» перспективы не могут быть только высосанной из пальца выдумкой особо креативных маркетологов. На одном рекламном креативе невозможно создать рынок, который к 2015 г. в мировом масштабе должен составить 200 млрд долл., и даже в отстающей в этом вопросе России вырастет до 1 млрд «зеленых». Крупнейшие международные корпорации, такие как T-mobile, General Electric, Philips и др., реально перешли на использование «облачных» технологий, подтягиваются к ним и государственные органы в разных странах. Все лидеры ИT-рынка, включая Amazon, Google, Microsoft, Yahoo! и Apple, наперебой предлагают «облачные» сервисы разного уровня: от создания корпоративных хранилищ данных до простой синхронизации пользовательских компьютеров. Так что задача не в том, чтобы разоблачить очередной заговор с целью зомбирования ничего не соображающего потребителя, а в том, чтобы понять, какие реальные преимущества и недостатки имеет пучок технологий, объединенных модным термином «облако».

 

Не компьютер, а cloud

Удивительно, но создаются целые учебные курсы на тему «облаков», не содержащие даже попытки дать более-менее внятное определение этого термина. Постараемся восполнить этот пробел: «облачные», или cloud-технологии можно упрощенно представить себе как группу компьютеров, объединенных между собой в единое целое через Сеть и выполняющих одну задачу. Территориально эти компьютеры могут быть разбросаны по разным городам, странам или даже континентам, но специальное программное обеспечение делает работу пользователя с этими компьютерами настолько простой, как будто вы работаете со своим единственным привычным ПК.

Как и в случае с персональным компьютером, задачи, которые может выполнять такая группа, могут быть самыми разными. «Облачные» технологии стали результатом развития сразу нескольких направлений: прежде всего это распределенные вычисления (самыми известными из таких проектов стали поиски внеземного разума SETI@home (setiathome. berkeley.edu), создание перспективных лекарственных средств Folding@home (folding. stanford.edu) и технологии виртуализации. В ведение «облачных» технологий перешли все бизнес-направления, название которых заканчивается на aaS, означающее as a Service (как сервис). Широкой публике более всего известна модель SaaS (Software as a Service — «Программное обеспечение как сервис»), типовым примером которого может служить известный Google Docs. Но есть и другие подобные направления — «Инфраструктура как сервис» (Infrastructure as a Service, IaaS, тот самый «облачный» хостинг), и «Платформа как сервис» (Platform as a Service, PaaS), позволяющая разрабатывать свои собственные «облачные» приложения.

 

Преимущества удаленности

Очевидным преимуществом такого подхода является исключительная масштабируемость программного решения, причем не требующая никаких дополнительных усилий. Известно, что вычислительные ресурсы в корпоративных датацентрах используются в среднем процентов на 15. А близкая к оптимуму с экономической точки зрения величина в 60-70% загрузки на практике означает фактическую перегрузку сервера, способного в этом случае «упасть» от любого дуновения ветерка, то есть от случайной флуктуации числа одновременно обратившихся пользователей. А вот размазанность по «облаку» множества серверов позволит оперативно перераспределить мощности и автоматически расширить канал для того клиента, который вдруг стал испытывать сложности.

Увязать это свойство «облачных» сервисов с защитой от популярных ныне DDoS-атак совсем несложно, но дело отнюдь не только в «злобных хакерах». Например, для сайтов налоговых служб характерное соотношение обычной/пиковой нагрузки составляет 1:10. Покупать или арендовать обычные серверы в десятикратном размере с расчетом на их работу в течение всего нескольких недель в определенное время года, мягко говоря, невыгодно. То есть преимущества «облаков» вполне очевидны: кроме надежности и масштабируемости, это экономичность, эффективность и простота. Фактически вы получаете в свое распоряжение что-то близкое к возможностям суперкомпьютера, причем без необходимости закупки и размещения дорогостоящего оборудования, найма и содержания квалифицированных кадров, способных его обслуживать.

Напомним, однако, что в середине 2000-х отрасль кипела таким же оптимизмом в отношении SaaS: тогда казалось, что только дурак будет покупать в личное пользование профессиональный пакет Microsoft Office, когда долларов за 50 в год можно получить то же самое, причем с любой «железки» — нетбука, планшета, смартфона, лишь бы она имела выход в Сеть.

 

Прояснение «облачности»

Жизнь внесла осторожные коррективы: в 2007 г. агентство Gartner (www.gartner.com) предсказывало увеличение рынка SaaS до 16-20 млрд долл. к 2011 г. (20% всего рынка ПО). В реальности в 2011 г. цифра была вдвое меньше — 9 млрд, причем заметная часть ее пришлась на корпоративную экзотику вроде программ для проведения видеоконференций, продуктов для управления персоналом или систем управления клиентами (CRM). Тем не менее оптимисты из Gartner и сейчас предсказывают, что к 2014 г. «облачная» среда станет центром нашей цифровой жизни, заменив обычные персональные компьютеры.

Несложно указать слабые места всей «облачной» концепции, которые ставят под сомнение столь оптимистичные прогнозы аналитиков. Пожалуй, главное препятствие — недоверие к «дяде», который берется за обработку твоих данных где-то в совершенно непрозрачном «облаке».

Для России особенно актуальным является вопрос обеспечения сохранности клиентских данных от несанкционированного доступа: привыкшие видеть на пиратских прилавках все эти «Базы ГИБДД» и «Налоговые», россияне еще не скоро поверят, что данные у «дяди» будут сохраннее и не утекут к конкурентам или в них не покопается государство. Между тем мировая практика показывает, что опасения россиян совсем не национальная специфика «этой страны»: как будто мало утечек происходит с серверов самых уважаемых мировых компаний — из банков, от эмитентов пластиковых карт, из правительственных структур.

Есть и чисто технологические сложности: даже скорость доступа в 20 Мбит/с (типичный европейский уровень) явно недостаточна для того, чтобы комфортно работать с сетевыми ресурсами, не замечая их отличия от своего собственного десктопа.

 

Прогноз на будущее

Опасения пользователей, полагающих, что «свой ноутбук ближе к телу», возможно, и не лишены оснований. Моя ошибка — это всего лишь моя беда, и никто другой за нее расплачиваться не будет. А, например, ошибка программистов Amazon Web Services привела к тому, что в апреле 2011 г. этот крупнейший «облачный» сервис был недоступен в течение трех суток для тысяч пользователей восточного побережья США. Так что прогноз простой: количество клиентов «облачных» сервисов будет, несомненно, увеличиваться, но вряд ли такими темпами, как этого хотелось бы сделавшим на них ставку ИТ-компаниям.


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также