Soft

24.04.2013 Автор: Людмила Булавкина Версия для печати

Секреты краудсорсинга

Не важно, с какими задачами вам чаще приходится сталкиваться – яркими, неповторимыми, сложными и ресурсоемкими либо простыми, но изнуряющими своим однообразием – практически в любых случаях на помощь может прийти краудсорсинг. И не просто может – он это уже делает. Об этом явлении и пойдет речь в предлагаемой вашему вниманию статье.


Хотя знание английского уже вошло в норму, перевод термина все же понадобится. Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа», sourcing — «использование ресурсов») — вовлечение множества людей в совместную деятельность, передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. При этом «толпа» в данном случае — это любая группа, состоящая из условно анонимных или незнакомых друг с другом участников.

 

Немного истории

2008 г. Джефф Хау (Jeff Howe) публикует статью, где впервые звучит термин «краудсорсинг». Там же был описан и первый знаменитый пример - история проекта iStockPhoto, вытеснившего с рынка фотобанков многих крупных игроков. Чем тогда помог коллективный разум? Традиционные фотобанки предлагали ограниченный круг фотографий, и пробрести каждую можно было от 150 долл. за штуку. В то же время iStockPhoto предоставил конкретному заказчику выбор из 56 снимков и всего по 1 долл. за экземпляр. Эти фотографии были загружены в фотобанк обычными пользователями. В этом и состояла сила толпы.

Прошло четыре с половиной года. Для многих, к их числу я отношу и себя, краудсорсинг стал нормой жизни. А кто-то еще открывает для себя его возможности. Попробуем посчитать, сколько же таких счастливчиков? Заглянем в «Яндекс», его статистику поисковых запросов - чуть меньше 4 тыс. запросов. Цифра пока несопоставимая с количеством интернет-пользователей в Рунете.


Статистика поисковых запросов в «Яндексе» за последний месяц

Задолго до знаменитых пророчеств Джеффа Хау краудсорсинг уже работал в России. «Книга жалоб и предложений» - тетрадь, специально созданная не только для контроля за работой торговых точек, но и для того, чтобы собирать мнения посетителей, замечать что-то ценное и воплощать в жизнь. В этом суть краудсорсинга: множество незнакомых между собой и не известных заказчику людей предлагают что-то полезное - идею, совет, действие. 
 

Как это работает

Неопределенной группе лиц – интернет-пользователей – ставится конкретная задача. Затем заказчик получает от них множество идей/предложений/вариантов и выбирает нужное либо лучшее.

В каких областях краудсорсинг уже сегодня активно применяется:
• Коллективный перевод текста. Качество перевода, когда над ним поработают одновременно 20 переводчиков, нередко превышает труд одного мастера.
• Коллективный поиск информации. Краудсерчинг наиболее эффективен, когда требуется поиск с локальным доказательством найденного объекта, при поиске за пределами Интернета – коллекционирование редких предметов старины, памятников архитектуры и прочих артефактов.
• Коллективный сбор и анализ информации. Даже несмотря на собственный штат редакторов и корреспондентов, краудчекинг часто используют СМИ для быстрой экспертизы событий, людей и фактов.
• Коллективный креатив. Совместное творчество при работе над слоганами, логотипами, макетами и роликами показывает себя зачастую лучше, чем индивидуальное сотрудничество с выделенным подрядчиком в штате либо на аутсорсе.
• Коллективный маркетинг. Маркетологи могут доверять краудсорсингу в сфере организации флешмобов, подбора людей для продвижения информации, ручного мониторинга и даже организации BTL-кампаний «Мистери шоппер». Гораздо дешевле и быстрее привлечь обычных людей для фотографирования выкладки товаров в магазинах по всей стране и короткой беседы с продавцами (по заданному сценарию). Далее потребуется лишь обработать собранные сведения.
• Коллективные разработки. Использовать знания и опыт сотен добровольцев для создания либо оптимизации фрагментов программного кода – идеальный пример краудсорсинга. Именно так, например, развивается Mozilla: в виртуальном «штате» которой тысячи программистов-старателей по всему миру.

 

Преимущества краудсорсинга


• Использование неограниченного человеческого ресурса. Всегда можно привлечь к решению задачи столько людей, сколько не вместит штат ни одной компании.
• Распределение нагрузки и управление ресурсами. Управление решением задачи по ходу ее выполнения с привлечением дополнительных ресурсов.
• Поиск и привлечение редких специалистов. Краудсорсинг-задачи нередко привлекают к себе людей, участие которых при работе по традиционной схеме было бы невозможно или затруднительно. Так, наемный финансист некой корпорации из Индии – на самом деле просто невостребованный в своей стране программист. Но именно он вам и нужен! Сформулируйте задачу, и высока вероятность того, что нужный эксперт неожиданно найдется.
Как и почему лично для меня краудсорсинг стал нормой жизни? Я занимаюсь маркетингом много лет, мне постоянно требовалось проводить различные исследования, изучать общественное мнение. Я открыла для себя краудсорсинг как способ получить нужные данные через онлайн-опросы, стандартные формы обратной связи и доски объявлений, за использование которых даже не требуется платить.

Позднее, благодаря появлению специализированных онлайн-платформ для управления ресурсами толпы, я научилась применять краудсорсинг в быту и для других профессиональных задач. Но об этом позже.


 

Примеры-вдохновители

Самый известный в мире пример краудсорсинга — энциклопедия «Википедия» (www.wikipedia.org), контент которой полностью формируют сами пользователи. Только на русском языке энциклопедия включает почти 900 тыс. статей. Согласитесь, нам уже сложно представить себе современный Интернет без «Википедии»!

Самый известный пример в России — проект «Сбербанк 21». Компания заявляет, что использует краудсорсинг, чтобы при помощи пользователей создать лучший в мире банк. Для этого была создана онлайн-платформа sberbank21.ru, где уже зарегистрировано более 100 тыс. пользователей. Они ежемесячно выдвигают около 3 тыс. предложений экспертам банка для их оценки и последующего внедрения.



«Сбербанк-21» собирает предложения пользователей

 

Краудфандинг как апофеоз

Самый обсуждаемый и скандальный пример применения краудсорсинга – краудфандинг, или коллективный сбор денежных средств для достижения цели.



«Википедия» — краудсорсинг и краудфандинг в действии

«Википедия» существует только за счет краудфандинга. Ежегодно на счет редакции проекта поступают миллиарды долларов от частных лиц и организаций. Взносы пользователей могут колебаться от нескольких центов до миллиона – зависит от их возможностей. Однако в сумме это позволяет «Википедии» благополучно существовать, совершенствоваться технологически, постоянно расширять объемы и качество предоставляемой информации.

В России положительные примеры краудфандинга пока единичны. Периодически организаторам каких-то конференций удается собрать от добровольцев недостающую сумму, чтобы пригласить в Россию известного международного эксперта. Или, например, находятся сотни желающих профинансировать покупку скоростного снегохода для человека, добровольно содержащего в порядке заброшенную летную полосу.

В каких ситуациях используется краудфандинг:
• Если некий проект уже запущен, но недостаточно средств для его завершения (например, при съемках бюджетного фильма) – можно привлечь коллективное финансирование.
• Если проект пока не привлек инвестора, но автору идеи нужны средства для создания прототипа и привлечения серьезных денег.
• Если автор идеи предлагает нечто невиданно-невероятное, во что не может поверить традиционный инвестор, однако хотят верить обычные люди.
• Если проект работает, запущен, но в единичном экземпляре, для его перевода в массовое производство можно использовать финансы, полученные от «толпы».
Что нужно, чтобы краудфандинг был успешен для его инициатора:
• Максимально подробное описание проекта, его стадии, ссылки, рекомендации, убедительные доказательства.
• Четко обозначенные сжатые сроки и объемы необходимого финансирования.
• Диапазон размеров финансирования должен быть любым.
• Должно быть предусмотрено неденежное вознаграждение для краудфандеров. Например, персональная отправка первого пробного продукта или благодарность в титрах фильма либо на страницах книги, или особые виртуальные привилегии, если идет сбор финансов на создание онлайн-проекта.

 

Финансы и выгода краудсорсинга


• Клиент всегда прав. В краудсорсинговых проектах условия задачи, форму и размер вознаграждения исполнителям устанавливает заказчик.
• Это выгодно. Можно привлечь сотни и даже тысячи людей, но вознаграждать лишь за одно подходящее решение. Это зачастую дешевле, чем при традиционном найме одного специалиста.
• Качество решений такое, которое устраивает заказчика. Нет нужного решения – задача продолжает быть открытой к приему решений.
• Это безопасно. Одним из главных факторов успеха в краудсорсинге является полная прозрачность отношений заказчика с исполнителями, выбора-судейства предложений/решений и выплаты вознаграждений, если они предполагаются.

 

Потребительский краудсорсинг

Сравним два подхода – традиционный и инновационный. Что происходит при обращении, например, в курьерскую службу, если вам нужно срочно доставить кому-то подарок? Вас знакомят с подробным прейскурантом и присылают свободного курьера в назначенное компанией время. Недешево? Неудобное время? Соглашайтесь либо везите сами.

Что происходит, если вы общаетесь с краудсорсерами? Вы сами устанавливаете стоимость услуги и удобное вам время доставки. Пользователи, желающие выполнить ваше задание, соревнуются за ваш заказ. Звучит очень заманчиво!

Не знаете, с чего начать и как попробовать краудсорсинг, – испытайте его на себе. Мелкий ремонт или сборка мебели, переезды, букет для любимой или просто горячий кофе из любимой кофейни, наконец.

 

Краудсорсинг в бизнесе

Используйте краудсорсинг при найме сотрудников. Как узнать больше о кандидате? Как найти нужного сотрудника, если он публично не обозначает свое намерение поиска/смены работы? Используя краудсорсинг. Попросите группу незнакомых вам людей посоветовать кандидата на имеющуюся вакансию и пообещайте вознаграждение тому, чья рекомендация окажется лучшей.  «Именно таким я вижу будущее кадровой индустрии: поиск работы усилиями самих кандидатов, их друзей и коллег», - комментирует Алена Владимирская, руководитель интернет-рекрутинового агентства Pruffi.

Сделайте краудсорсинг вашим конкурентным преимуществом. Ваши сотрудники наверняка оценят, если вы предложите им исполнителей-краудсорсеров для решения персональных задач. Именно так поступает мировой гигант Google gawker.com/5674808/google-is-now-providing-servants-to-its-employees. Именно краудсорсеры соберут вместо ваших сотрудников какие-то нужные справки, отстоят очередь на оплату квитанций, выгуляют собаку, съездят в супермаркет за продуктами и даже позанимаются английским с вашим ребенком.

 

Краудсорсинг-мошенники

Говоря о краудсорсинге, нельзя не вспомнить о разного рода спекулятивных акциях. Например, краудсорсеров можно использовать для распространения ссылок или нагнетания «лайков» в определенной группе в социальной сети. К счастью, залог успеха краудсорсинга – полная прозрачность отношений. Установить следы такого использования коллективного разума весьма легко – достаточно правильно составить запрос в поисковой системе.

 

Вознаграждение и мотивация «толпы»

Краудсорсинг должен быть быстрее и качественнее, но он не всегда дешевле для заказчика. Ведь после получения сотен, а то и тысяч предложений заказчику потребуется выделить кадровые ресурсы для управления процессом и фильтрации «шума».

Так как же заставить «толпу» неизвестных интернет-пользователей делать что-то осмысленно-полезное? Только вовлекая в бесконечную игру, главный приз в которой – не столько денежное вознаграждение, сколько слава, признание, ощущение сопричастности большому делу.

Если ваша краудсорсинговая задача предполагает денежное вознаграждение, то как ограничить затраты:
• награждать только лучших авторов, при этом заранее обозначив критерии превосходства их решений;
• награждать только нескольких первых авторов, например, в случае постановки задачи на поиск и проверку данных;
• награждать всех без исключения участников, но в небольших равных долях.

Поскольку краудсорсинг предполагает полную прозрачность, ни в коем случае нельзя менять условия задачи в ходе ее выполнение. Уточнять, конкретизировать, отвечая на вопросы исполнителей – да, безусловно, но не вносить значимых изменений.

Бывают ситуации, при которых автор задачи хочет сохранить свою анонимность. Это не противоречит прозрачности. Ведь краудсорсер при выполнении задания руководствуется не именем заказчика, а интересностью задания и именем платформы, на которой задача размещена.

 

Вместо послесловия

Несмотря на то что в моей жизни и карьере краудорсинг занял постоянное место, большинство дел требуют все же личного участия. Как, например, написание этой статьи. Однако для сбора любопытных фактов и ссылок о краудсорсинге я использовала силу коллективного разума. Попробуйте и вы! Краудсорсинг помогает отобрать лучшие решения из всех возможных.


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также