Soft

29.02.2012 Автор: Сергей Лосев Версия для печати

Офисные cloud-решения Microsoft

Продукция Microsoft, как правило, ассоциируется с коммерческим софтом, работающим на базе собственной операционной системы этой компании. Впрочем, в последние годы редмондский гигант постоянно тянет в «облака». Достаточно вспомнить «облачную» платформу Windows Azure, позволяющую создавать гибридные «облачные» приложения. Теперь в «облака» Microsoft запустила целый «офис».


Что, впрочем, неудивительно — в последнее время корпорация, основанная Биллом Гейтсом, все активнее развивает пользовательские веб-сервисы. В ее арсенале в настоящее время не только набирающий популярность поисковик Bing со всеми дополнительными вкусностями, как то: онлайн-карты, поиск изображений, видео, но и веб-почта Hotmail, и онлайновый пакет Office Web. Для корпоративных пользователей, в том числе в России, сравнительно недавно стал доступен и продукт Office 365 — набор дополнительных компонентов, которые превращают знаменитый Microsoft Office в «облачный», с возможностью хранить данные на портале SharePoint.

 

Офис для Веба

Онлайновый офис Microsoft расположен по ссылке www.officelive.com. Он содержит все необходимые средства для подготовки и просмотра текстовых документов, электронных таблиц и презентаций. Роль почтовой системы берет на себя сервис Hotmail, который достаточно тесно интегрирован с онлайновым хранилищем SkyDrive и с онлайновыми же офисными приложениями. Любой документ по умолчанию открывается в режиме просмотра — его можно загрузить как в классическом десктопном Office, так и редактировать непосредственно в браузере. Что интересно, Microsoft не стала привязывать свой онлайновый офис исключительно к InternetExplorer. В полном объеме, без всяких сбоев, ошибок и несовместимостей он работает и в других браузерах, например Firefox и Chrome.

Интерфейс онлайновых приложений весьма близок к их настольным аналогам — здесь тоже использована ленточная панель инструментов. Конечно, стоит сразу оговориться, что для подготовки очень сложных документов того же Word Web App явно не хватит. Тут без настольного текстового редактора из Microsoft Office 2007 или Microsoft Office 2011 не обойтись, но для сравнительно небольших заметок, которые вдобавок включают в себя таблички, иллюстрации, изображения и гиперссылки, он вполне пригоден.

Редактор предоставляет пользователю средства для оформления начертаний шрифта, формирования абзацев, расстановки нумерованных списков и поддерживает стилевое оформление. Встроенный корректор орфографии ищет на лету возможные ошибки. Доступны в онлайновом редакторе и средства для работы с буфером обмена — небольшие куски текста можно переносить как в пределах одного файла, так и между ними.

Весьма полезным для многих пользователей будет и Excel Web App, позволяющий оформлять списки, табличные отчеты, проводить незамысловатые вычисления, группировать различным образом данные, а также строить диаграммы нескольких видов. Как и в случае с Word Web App, таблицу можно как открывать для редактирования в веб-браузере, так и загружать на локальный компьютер в Excel из Microsoft Office. В онлайновом офисе можно также делать простые презентации, комбинируя в каждом слайде текст, графику, гиперссылки, а также настраивая анимацию появления страниц и ее элементов.

Еще одно приложение, переехавшее из настольного офиса в Веб, — это OneNote, представляющий собой своеобразный цифровой блокнот. В нем можно вводить тексты определенного формата (например, списки дел или покупок), а также иллюстрировать их рисунками и схемами.

Завершая разговор об онлайновом офисе Microsoft, нельзя не остановиться на достаточно любопытном продукте Docs for Facebook, который Microsoft и Facebook сравнительно недавно сделали доступным для пользователей социальных сетей. Теперь можно не ограничиваться коротенькими заметочками с достаточно незатейливым оформлением. По возможностям Docs for Facebook очень похож на Office Web App, а это значит, что с его помощью можно делать многостраничные документы (как абстрактные, так и на базе шаблонов — например, резюме), таблички с диаграммами и слайды.

Другое небезынтересное начинание Microsoft — это Excel Mashup, базирующийся на онлайновом офисе инструментарий для вставки в веб-странички электронных таблиц. Сами таблицы хранятся на «облачном» SkyDrive (речь о котором ниже) и при помощи небольшого HTML-кода реализуют дополнительный функционал (например, подобный тому, что доступен по ссылке www.excelmashup.com/ExampleApp). Заметим, однако, что подобную вставку поддерживают пока не все браузеры — без особых проблем справились с ней Internet Explorer 9, Chrome 15, а вот Opera не понравилось данное нововведение.

 

«Облачный» накопитель

Все документы сохраняются в онлайновом хранилище SkyDrive, емкость которого составляет 25 Гбайт — этого вполне достаточно, чтобы обмениваться с коллегами и знакомыми документами нескольких видов: изображениями, текстами, таблицами и презентациями, причем сами эти документы можно настроить так, чтобы другие их могли не только просматривать, но и вносить исправления. Для этого, впрочем, нужно в режиме просмотра документа указать опцию «Разрешить общий доступ», а затем перечислить электронные адреса других пользователей сервиса Windows Live. Поскольку SkyDrive — «облачное» хранилище, доступ к папкам и файлам возможен в первую очередь через браузер. В нем можно создавать папки, добавлять с локальной машины файлы и создавать документы, например текстовые файлы, электронные таблицы и презентации.

Браузерная оболочка SkyDrive стилизована под Проводник — в левой части окна отображаются опции для фильтрации списка, благодаря которым можно просматривать только документы или только фотографии, а в правом верхнем углу находится поисковик, базирующийся на Bing. Дополнительные операции с файлами и папками доступны в правой части: к примеру, графику вы сможете упорядочить, загрузить на локальную машину и открыть одновременно во вьюере и т.п.

Добавим, что для разработчиков существует открытый набор инструментов SkyDrive .Net API Client (skydriveapiclient.codeplex.com), позволяющий встраивать поддержку «облачного» хранилища в любое .Net-приложение. В ожидаемой в середине будущего года Windows 8 полагается, что подключение к SkyDrive станет более удобным, реализуемым не более чем в один-два клика мышью. Пока же получить доступ к SkyDrive в традиционном для Windows способе (т.е. по буквенному обозначению диска) можно с помощью дополнительных утилит — одна из них это Gladinet (www.gladinet.com) одноименной компании. При ее запуске (разработчик предоставляет и Freeware-версию) можно зарезервировать для диска SkyDrive одну из букв, а при необходимости — включить автоматическое шифрование хранящихся там данных. В дальнейшем обозначение выбранного тома появится в Проводнике или любой другой файловой оболочке. Физически же данные будут лежать в «облачном» хранилище SkyDrive.

 

Круглогодичное делопроизводство

Конечно, функционала, реализованного в рамках Office Web, для серьезных задач может и не хватить. Для этих целей компания Microsoft выпускает гибридное решение, объединяющее и клиентский офисный пакет Microsoft Office 2011, и ряд средств, которые превращают его в «облачный». В состав этого решения входят также Exchange Online с возможностью авторизации с широкого спектра устройств — не только с ПК, но и с планшетов и смартфонов. Это означает, что документы, электронную корреспонденцию можно сохранять не только на локальных накопителях, но и в Вебе, например на портале SharePoint Online (он управляет размещением документов в «облаке» и доступом к ним нескольких пользователей) для совместной работы любого числа пользователей.

Вместе с Office 365 поставляется еще дополнительная утилита Lync, которую можно назвать эдаким корпоративным «скайпом». Она базируется на протоколе SIP и позволяет обмениваться SMS, общаться, видя собеседника. Эта система обеспечивает доступ к Рабочему столу и локальным документам, а кроме того, поддерживает обмен файлами. Также Lync довольно тесно интегрируется с продуктами Microsoft, в частности с Exchange или Outlook для доступа к контактам или календарям. Ну и, наконец, этот сервис (объединяющий в себе клиентскую и серверную части) интегрируется еще и с офисной АТС. Аналогичный инструмент, к слову, в скором времени появится и на ряде мобильных платформ — Microsoft уже анонсировала соответствующую версию для iOS, Android, BlackBerry и, конечно же, Windows Phone 7.

Решение Office 365 требует регистрации и небольшой предварительной настройки — достаточно ввести определенный логин в виде адреса электронной почты и пароль. В течение месяца всеми его сервисами можно пользоваться бесплатно, в дальнейшем за доступ к ним берется оплата в пару сотен рублей.

 

Предварительные итоги

В завершение еще раз напомним, что Office 365 — это в первую очередь корпоративное решение, которое могут использовать как небольшие компании с десяток человек, так и подразделения мегакорпораций, в которых по тем или иным причинам сложно развертывать полноценную инфраструктуру с массой дорогостоящих рабочих станций, серверов и сетевого оборудования. Ориентация пакета именно на «облака» позволяет использовать этим предприятиям сравнительно недорогие тонкие компьютеры, а в обозримом будущем — и мобильные планшеты, благо Windows 8 и очередной «Офис» от Microsoft, который сможет работать на ARM-архитектуре, не за горами. В свою очередь, веб-решения от Microsoft для обработки текстовых и табличных документов — тот самый Office Web App — и вовсе не привязан к платформе. Поэтому им без проблем могут воспользоваться даже заядлые линуксоиды.

  

Google Docs vs. Office Web App

Компания Google (www.google.com), как известно, довольно давно развивает свой собственный «облачный» офисный пакет, который в ряде случаев уже обогнал многие другие подобные решения, включая и Microsoft. Причина понятна: бизнес Google в первую очередь связан с веб-сервисами, их у компании огромное количество (это не только поисковик, но и переводчики, редакторы формул, видеохостинг, хостинг картинок, карты и т.п.). Все эти ресурсы, понятное дело, можно использовать и при подготовке документов. Microsoft же встала на «облачные» рельсы не так давно — в отношении текстовых процессоров, работающих непосредственно в веб-браузерах, получилась примерно такая картинка, как показано в таблице. К сожалению, ограничиться одним лишь онлайновым редактором в случае с продуктом Microsoft довольно сложно. Без связки Office Web и настольного Office, увы, не обойтись. Что, собственно, и сделано в недавно выпущенном Office 365.

 

Офис в «яблоках»

Отдельно рассмотрим и «яблочный» офисный пакет от Microsoft. Вообще, Mac OS X — нечастый гость в корпоративе. Если он и применяется, то отнюдь не для документооборота и делопроизводства — чаще для обработки видео, звука и прочих мультимедийных штучек. Тем не менее офисные пакеты для этой платформы существуют, и их немало. Выпускаются они и самой Apple, и Microsoft. Есть специальная редакция распространяющегося по открытым лицензиям пакета OpenOffice. Так что и «яблочники» не обделены решениями для обработки текстов, таблиц и создания презентаций.

Функционально MS Office for Mac 2011 стал еще ближе к его Windows-версии. Microsoft даже удалось перенести сюда свой знаменитый «ленточный» интерфейс и добиться того, что на «маках» он не выглядит чужеродным. Обе версии текстового процессора — и «маковская», и виндовская предоставляют обширный набор средств для форматирования шрифтов, абзацев, вставки в документы таблиц, диаграмм и элементов графических схем. Для каждого из этих элементов предусмотрена отдельная «лента». Таковая имеется также для команд правки и рецензирования текстовых документов.

К сожалению, пока MS Office for Mac 2011 проигрывает Windows-версии тем, что в нем нет таких же простых «облачных» надстроек, какие появились с выходом Office 365. Однако взявшая курс на «облака» Microsoft неспешно адаптирует свои клиентские продукты для разных платформ (в этот список входит не только Windows, но и iPad, Android и др.) под «облака».


Назад в раздел

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Читайте также